Posted 15 мая, 08:00

Published 15 мая, 08:00

Modified 15 мая, 08:00

Updated 15 мая, 08:00

Андрей Шалимов: Чувствуется, что чиновники отдыхают по-другому

Андрей Шалимов: Чувствуется, что чиновники отдыхают по-другому

15 мая 2024, 08:00
Фото: 1MI
Внутренний туризм в России явно нужно развивать не так, как это делается сейчас.

У меня многодетная семья, на майских мы съездили в два путешествия по России.

1. На автомобиле из Москвы — Ржев, усадьба Михайловское, Псков, Великий Новгород, Торжок, Тверь. Туда ехали по бесплатным дорогам, обратно по платным, потратили на них 3500 ₽. На бензин ушло 8000-9000 ₽. Семейные номера в отелях и комплексах из домиков на берегах озер по этому пути обходились нам примерно 8000-12000 руб. за ночь, где-то с завтраком, где-то нет. Чеки в кафе и ресторанах, даже самых крутых, в провинции, конечно, значительно ниже, чем в Москве, — на еду мы потратили немногим больше, чем если бы остались на эти дни в столице.

2. На самолете в Казань. Билеты стоили примерно по 8000-10000 руб. на человека, гостиницы за семейный номер выходили примерно 10000-12000 руб. за ночь. Ели в этот раз в основном в фастфуде…

В прошлом году у нас были аналогичные путешествия, с тех пор цены на проживание, авиаперелеты, питание, топливо выросли примерно в 1,5-2 раза.

Последние 4 дня майских провели дома, во-первых, потому что устали, во-вторых, потому что уже и не на что было еще куда-то ехать — семейный бюджет по итогам двух поездок был опустошен.

По внутренним путешествиям у меня есть несколько мыслей.

Первое, что нужно — сделать льготным или бесплатным пользование платными дорогами для многодетных семей. Это логичное решение, особенно в «Год семьи» и в рамках заявленных национальных целей.

Аналогичная мера требуется для музеев. Сейчас вход для многодетных семей бесплатный в какой-то один день месяца — где-то в последнюю среду, где-то в первое воскресенье и т. п. Расходы на музеи не самые большие, но дело в принципе, в стимулировании мобильности и посещения этих мест.

Поддерживать надо все-таки не отельеров, авиакомпании или РЖД, а путешественников. Необоснованно отказались от хорошего решения с государственным туристическим кэшбеком, а профильное ведомство разгромили в рамках какой-то административной возни. Конечно, нужно возвращать кэшбек, делать его целевым на оплату следующих поездок. Кэшбеки от авиаперевозчика и от сервиса бронирования я получил, это приятно, используем их в течение года.

Тема с лоукостерами провалилась. Дешевых перелетов больше не существует — те, кто считается лоукостерами, стоят примерно столько же, сколько авиакомпания, которая «всегда на высоте».

ЖД-путешествия пока вообще неконкурентоспособны почти по всем пунктам — и по скорости (например, до Коломны на электричке 2 часа, но надо учитывать еще час до вокзала и ожидание там, в итоге по времени на машине быстрее, по затратам на бензин примерно столько же), и по комфорту (если комфортно и быстро, то значительно дороже выходит, чем на другом транспорте, например, в Питер на самолете быстрее и дешевле даже с учетом затрат времени на дорогу до аэропорта и ожидание там — если через «Внуково» лететь, то вообще весь в плюсах выходишь), и по сервисам (вспоминаем тележку в поезде)…

Великие русские города, которые не выросли в мегаполисы, в ужасном состоянии. Денег на реконструкцию памятников архитектуры, нормальные дорожки и т. д. в Торжке, Ростове Великом, Переяславле-Залесском, Муроме, Юрьеве-Польском и т. п. не хватает. Не просто чуточку не хватает, а неудовлетворительно. Траву даже не косят. Это стыдно. Нельзя так с нашей историей. Там земля русской кровью пропитана, там творилась наша культура, идентичность ковалась. Я детей туда привожу, чтобы они стали патриотами, а они видят грязь и запустение.

Меры по развитию туризма сейчас носят имитационный и часто нереализуемый характер. Чувствуется, что чиновники сами отдыхают по-другому, а тех, кто является потребителями внутреннего туризма, и настоящих экспертов даже не спрашивают, никакой социологии у них нет, решения мотивируются корыстно или спонтанно, а не целями развития отрасли.

Андрей Шалимов, политолог, автор Telegram-канала «#Шалимовправ»