Posted 15 января 2021, 13:46

Published 15 января 2021, 13:46

Modified 28 августа, 08:13

Updated 28 августа, 08:13

Копия верна: как археолог Джангар Очиров спасает от гибели ценные находки

15 января 2021, 13:46
Фото: Личный архив
Благодаря уникальному мастерству сотрудника Института археологии РАН в Тульском кремле смогли открыть археологическое окно с копиями предметов XIV–XIX веков.

В конце прошлого года в Тульском кремле открыли археологическое окно — законсервированный раскоп, превращенный в музейный экспонат. Посетители получили возможность проникнуть сквозь толщу двухметрового культурного слоя и увидеть фундамент возведенного в XVII веке Успенского собора, а также множество ценных артефактов — фрагментов утвари, одежды, украшений, оружия. Вернее, не самих артефактов, а их точных копий — хрупкие оригиналы в витринах археологического окна могли погибнуть и потому были заменены репликами, объясняет кандидат исторических наук, сотрудник Института археологии РАН, специалист в области реконструкции для проекта архокна в Туле Джангар Очиров. Именно он создал копии ценных артефактов, неотличимые от оригиналов.

Джангар Очиров рассказал ИА «РосБалт», как точное воссоздание старинных предметов, найденных во время археологических раскопок, помогает спасти их для будущего.

Археолог, реставратор, ювелир

В процессе раскопок на территории Тульского кремля археологи обнаружили около 20 000 различных находок, значительная часть которых представляет собой историческую ценность. Однако качество сохранности этих предметов не позволяло выставить их на обозрение перед посетителями выставочного проекта «Археологическое окно на месте разобранного Успенского собора XVII в.» в Тульском музее. Благодаря виртуозной реконструкторской работе Джангара Очирова, который создал неотличимые реплики, публика смогла узнать, как выглядят ценные оригиналы, а историки — сохранить их для дальнейших исследований.

Джангар Очиров стал участником проекта архокна наряду с другими ведущими сотрудниками Института археологии РАН, проводившими на территории Кремля в Туле раскопки и готовившими демонстрационный павильон. Руководители Тульского музея в течение долгого времени искали специалиста высокого класса, обладающего экспертностью в археологии и производстве изделий из металла. Заместитель директора Института археологии Ася Энговатова порекомендовала им своего сотрудника — как выдающегося мастера археологической реконструкции.

«Из-за невозможности соблюдать температурно-влажностный режим внутри павильона, — объясняет Джангар Очиров, — музейщики были поставлены перед необходимостью заменить подлинные археологические артефакты репликами».

Джангар изготовил точные муляжи десятков предметов XIV–XIX веков, обнаруженных при раскопках: фрагментов предметов вооружения и быта, деталей одежды и церковной утвари, монет. В этом ему помогли уникальные экспертные навыки работы с артефактами, полученные благодаря многолетнему опыту в таких сферах, как археология, реставрация, ювелирное дело.

Обширный опыт экспедиционной и архивной работы позволил Джангару получить глубокие знания особенностей артефактов разных видов и разных периодов. Насмотренность и экспертность, приобретенные во время полевых работ, позволяют ему безошибочно классифицировать материал, точно определяя время создания и культурную принадлежность как конкретной находки, так и всего культурного слоя или памятника, которому она принадлежит.

Благодаря опыту реставраторской работы Джангар Очиров обладает навыками работы с хрупкими вещами, в том числе первичной обработки, закрепления с помощью химического состава, клея или с помощью шины из дерева или пластика, упаковки для безопасной транспортировки.

Кроме того, у Джангара есть практика создания ювелирных изделий, что позволяет ему понимать, какой способ работы над созданием реплики самый эффективный и безопасный. Как ювелир Джангар Очиров изготавливал изделия из разных материалов: металла (латунь, бронза), полимеров, глины. Он также экспериментировал с описанными другими учеными процессами изготовления, которые применяли в свое время древние люди: изготавливал глиняные сосуды по технологии бронзового века, делал украшения из цветных металлов в скифском зверином стиле и пермском зверином стиле.

Все эти умения сделали Джангара Очирова уникальным экспертом и единственным специалистом, который мог воссоздать из правильных материалов копии артефактов для проекта археологического окна в Тульском музее.

Производственные технологии плюс ручная работа

Работа над созданием реплик артефактов для археологического окна осложнялась разнообразием оригиналов, каждый из которых имел разную степень сохранности и индивидуальные характеристики. Джангару Очирову удалось в сжатые сроки и на высоком профессиональном уровне решить эту проблему благодаря глубокому знанию технологических процессов, необходимых для изготовления копий из пластика.

«Если металлические артефакты, найденные во время раскопок, могли пострадать от коррозии из-за перепадов температуры и влажности, то их копиям, изготовленным из высокопрочного пластика, это не угрожает», — говорит эксперт.

В ходе работы Джангар Очиров применял сложные технологии снятия с подлинника точного слепка путем изготовления силиконовой формы, вакуумного литья пластика и дальнейшей многослойной художественной покраски изделий.

Процесс литья в условиях разреженного вакуума позволил Джангару достичь необходимого уровня гладкости поверхности производимых деталей и точно воспроизвести форму оригиналов. Это сложная технология, требующая от мастера большого опыта и точности: при работе с вакуумными камерами для литья пластмасс следует строго выдерживать время и температуру состава, иначе полученное изделие может оказаться бракованным.

После того как реплики были отлиты в пластике, Джангар приступал к их окрашиванию. Полученные в ходе реставраторской и ювелирной работы знания о том, какие именно краски и техника копирования помогут придать реплике максимальную схожесть с оригиналом, позволили ему безупречно точно воссоздать тончайшие детали исторических артефактов.

В общей сложности Джангар создал 67 предметов, которые были выставлены в витринах археологического окна. Изготовленные им копии не имеют визуальных отличий от оригинала: эксперты, специализирующиеся на этом историческом периоде, смогли определить, где реплика, а где подлинная находка, лишь прикоснувшись к предметам.

30 декабря 2020 года, как и планировалось, выставочный проект «Археологическое окно на месте разобранного Успенского собора XVII в.» в Тульском музее благополучно открылся. Посетители смогли увидеть, как выглядели подлинные предметы того времени: наконечники стрел, замки и ключи, пряжки и пуговицы, монеты, обнаруженные археологами во время раскопок. При этом сами артефакты были спасены от неминуемой гибели, которая грозила бы им в выставочной витрине, и поступили на постоянное хранение в фонды музея.

Успех масштабного проекта, приуроченного к празднованию 500-летия Тульского кремля, стал возможным благодаря уникальной экспертности Джангара Очирова, который смог в кратчайшие сроки создать точные реплики исторических артефактов. Виртуозное мастерство сотрудника Института археологии РАН позволило создать необычный музейный формат — археологическое окно, прецедентов которому нет ни в России, ни в мире, и сохранить для будущего ценные археологические находки, сделанные во время раскопок.

Дарья Истомина