Posted 20 ноября 2023, 18:46
Published 20 ноября 2023, 18:46
Modified 1 февраля, 20:43
Updated 1 февраля, 20:43
Пока в США Дональд Трамп только копит силы для возвращения в Белый дом, его «двойник» в Аргентине уже выиграл битву за Розовый дом — именно так (Casa Rosada) называется официальная резиденция главы этого латиноамериканского государства.
Президентские выборы в объятой экономическим кризисом Аргентине завершились сенсацией, о которой сейчас кричат заголовки ведущих мировых изданий. Дело в том, что там сначала вышел во второй тур, а в минувшее воскресенье и вовсе стал победителем крайне необычный кандидат, которому социологи вначале обещали не больше 20% голосов.
«Ультралибертарианец», «говорящая голова из телевизора», «крайне правый популист», «аутсайдер с радикальными взглядами», «агрессивный грубиян», «социальный консерватор», «сторонник американских правых» и даже «анархо-капиталистический разрушитель» — все эти броские и местами противоречивые определения прессы относятся к одному и тому же человеку: Хавьеру Милею, 53-летнему экономисту, который встал у руля Аргентинской Республики. Причем Милей твердо настроен как можно более круто переложить этот руль, чтобы направить страну на совершенно новый курс. Как выразилось по этому поводу агентство Bloomberg, после инаугурации нового президента, которая назначена на 10 декабря, Аргентине предстоит «прыжок в неизвестность».
Почему победа Хавьера Милея привлекла к себе такой интерес и вызвала столь бурные эмоции, причем даже в России, над политической сценой которой три десятка лет не заходила звезда Владимира Жириновского? Дело не только в победе на выборах кандидата-аутсайдера, но и в непривычно экстравагантных для политика такого уровня взглядах.
Милей заявил о намерении отказаться от аргентинской национальной валюты песо и перейти на доллар США — и уже даже призвал вообще упразднить Центробанк, назвав его «худшим мусором, который существует на Земле». Далее новый президент хочет приватизировать сектор здравоохранения, всегда остававшийся в Аргентине в государственных руках. Не нужны, по его мнению, также министерства образования и окружающей среды, а что касается тюрем, то контроль над ними, по его замыслу, следует передать армии.
Во внешней политике Милей считает нужным увеличить дистанцию в отношениях с Россией, Бразилией и Китаем и, в частности, отказаться от вступления Аргентины в БРИКС.
С другой стороны, Милей выступает против свободного владения огнестрельным оружием, что идет вразрез с любыми ультраправыми программами. Кроме того, он делал заявления, которые ставили в тупик даже его самых преданных фанатов. Например, что нужно снять все ограничения на торговлю человеческими органами для трансплантации, или что один из самых знаменитых аргентинцев в истории — нынешний римский папа Франциск — на самом деле «посланник сатаны» (в обоих случаях Милею пришлось сдавать назад, а перед понтификом еще и извиняться).
Но это все, что называется, заявления на публику. А что за человек Милей сам по себе? Если за политические взгляды и манеру поведения нового аргентинского президента чаще всего сравнивают с Дональдом Трампом, то за внешний вид — с героем комиксов Росомахой. Прежде всего в глаза бросается его взлохмаченная прическа, которую газета The Wall Street Journal описала как «нечто среднее между овцебыком и Оззи Осборном».
Также широко известна вспыльчивость Милея, из-за которой он получил прозвище El loco — «сумасшедший» (с таким названием в этом году вышла биографическая книга о политике).
Милей, в одном из интервью назвавший себя «сторонником свободной любви», никогда не был женат и у него нет детей. Он много лет не общался с родителями, поскольку считает, что они были слишком жестоки с ним. Самым близким другом Милея стал английский мастиф по кличке Конан, а когда собака умерла, то Милей не только продолжил общаться с ней через ветеринара-медиума, но и оплатил изготовление трех клонов Конана, которым дал имена известных экономистов — Милтона Фридмана, Роберта Лукаса и Мюррея Ротбарда.
Впрочем, даже такие «заскоки» не помешали Милею с запасом выиграть второй тур выборов, на которых он победил кандидата от правящей партии перонистов Серхио Массу, набрав почти 56% голосов.
Милей более двадцати лет был профессором макроэкономики в ряде университетов, написал более пятидесяти научных работ и сотрудничал с крупными частными компаниями. Но известность в Аргентине пришла к нему, когда он начал выступать экспертом в телешоу, где в своей неподражаемой манере критиковал экономическую политику властей.
А критиковать было что — долгие годы Аргентина находится в перманентном кризисе. Достаточно сказать, что эта страна уже девять раз объявляла дефолт по внешнему долгу, причем последний раз совсем недавно, в 2020 году. Сейчас в стране снова разгул инфляции (более 140%), курс песо падает даже стремительнее, чем турецкой лиры, так что новый дефолт эксперты считают почти неизбежным.
На этом фоне Милей привлек избирателей радикальными обещаниями покончить с никчемными политиками, которые завели страну в тупик. Как-то он появился на одном из предвыборных мероприятий, размахивая бензопилой и крича, что поборет инфляцию.
На митингах сторонники Милея держали плакаты Qué se vayan todos! («Всем до свидания!») — что обращено как к левым, так и к правым политикам, сменяющим друг друга у власти в Аргентине. Чем-то это действительно похоже на собрания трампистов, в среде которых популярны призывы «осушить болото», то есть дать отпор всему традиционному истеблишменту.
«Милей, выступая как самопровозглашенный анархо-капиталист, предложил сократить размер государства и обуздать инфляцию, в то время как правительственный министр, против которого он баллотировался, предупреждал людей о негативных последствиях такой политики. Выборы заставили многих решить, какой из двух вариантов они считают наименее плохим», — пишет издание Politico. При этом, как отмечает Businessinsider, теперь Аргентина отдает президентские полномочия новичку в политике, который на фоне недовольства растущей бедностью попытается повернуть страну резко вправо.
«Президентство Милея, скорее всего, будет шумным и беспорядочным, но, как ни странно, оно может принести положительные результаты для Аргентины, главным образом потому, что новый глава государства не зависит ни от одной из крупных партий и, следовательно, у него будут развязаны руки», — отмечает Axios.
Ряд экспертов уже обращают внимание, что, несмотря на громкие лозунги на митингах, экономическая программа нового аргентинского президента во многом отвечает консервативным принципам. Например, вместо того чтобы нападать на «иностранных стервятников», Милей пообещал выплатить долги Аргентины.
Что касается отказа от песо, то долларизация в сложившихся условиях может оказаться не самым худшим вариантом для Аргентины, хотя ни одна страна такого размера прежде не ставила себя в зависимость от денежно-кредитной политики, управляемой из Вашингтона.
Как бы то ни было, глава Госдепа Энтони Блинкен в своем поздравлении, адресованном избранному президенту Аргентины, отметил, что США рассчитывают на сотрудничество с Милеем и его правительством в свете общих приоритетов, которые принесут пользу народам обеих стран.
Россия со своей стороны рассчитывает, что Аргентина сохранит курс на многополярность, отмечая при этом, что с уважением относится к выбору ее народа. «Мы обратили внимание на ряд заявлений, которые господин Милей сделал в ходе избирательной кампании, но главным образом будем ориентироваться и судить по тем заявлениям, которые он будет делать уже после инаугурации», — цитирует ТАСС слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
Михаил Макаров