Posted 19 сентября 2023, 18:45
Published 19 сентября 2023, 18:45
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Евросоюз готовится начать обсуждение 12-го пакета санкций в отношении России, окончательные параметры которого могут стать известны уже в октябре. Напомним, что 11-й пакет экономических и индивидуальных санкций ЕС в отношении России из-за ситуации на Украине, согласование которого началось в апреле, вступил в силу 24 июня. При этом если десять предыдущих пакетов были направлены на то, чтобы «подорвать российскую экономику», то 11-й в основном сводился к борьбе с обходом ранее введенных ограничений.
Москва не раз заявляла, что считает рестриктивные меры, принимаемые Евросоюзом и другими странами, нелегитимными и подрывающими международно-правовые прерогативы Совбеза ООН.
Обсуждение 12-го пакета Евросоюз ведет совместно со странами «группы семи» (G7), сообщает агентство Bloomberg. По его данным, новые санкции, возможно, будут включать давно обсуждаемое предложение использовать прибыль, полученную от замороженных активов Банка России на сумму около $200 млрд, для помощи Киеву.
Группа внутри ЕС, включающая в том числе Польшу и страны Балтии, хочет пойти еще дальше, призывая к дополнительным ограничениям в сферах торговли сжиженным природным газом (СПГ) и предоставления IT-услуг, пишет агентство, ссылаясь на анонимные источники. Согласно документу, с которым ознакомился Bloomberg News, Польша хочет расширить запреты в отношении некоторых подсанкционных товаров, указанных в предыдущих пакетах, в том числе это касается синтетических каучуков, стали, каустической соды.
Варшава также добивается нового пакета санкций против Белоруссии. Впервые эта тема была поднята в июне этого года, когда в польском МИДе заявили, что разница между Белоруссией и Россией стирается, поэтому эти страны должны быть охвачены одинаковыми санкциями (подробнее читайте в статье «Санкционный прицел смещается на Минск»).
Что касается запрета на импорт российских алмазов, то G7 может объявить о нем в ближайшие две-три недели. Идея заключается в том, чтобы изменить глобальную цепочку поставок этих драгоценных камней, передает агентство Reuters, отмечая, однако, что успех этой затеи будет во многом зависеть от Индии, в чьей алмазной отрасли занято большое количество людей.
Запрет, предложенный Бельгией, на территории которой расположен выступающий главным центром торговли алмазами Антверпен, должен вступить в силу 1 января, сообщил журналистам в Брюсселе один из правительственных чиновников, попросивший не называть его имени. «Если все пойдет так, как ожидается, это приведет к расколу мирового рынка алмазов. „Группа семи“, на долю которой приходится 70% потребительского рынка, больше не будет принимать эти камни из России, крупнейшего в мире производителя алмазного сырья», — говорится в материале Reuters. Также там приводятся данные Евростата, согласно которым в прошлом году ЕС купил российских алмазов на $1,5 млрд.
Евросоюз со своей стороны намерен оказать дополнительное давление на страны, которые, по его мнению, помогают России обходить санкции. В их числе упоминаются Объединенные Арабские Эмираты и Турция.
Если судить по тому, с какими трудностями шло согласование предыдущего пакета санкций, возникают сомнения, что все вопросы вокруг нового получится утрясти уже в октябре. Как показала практика, тут всегда есть место неожиданностям. Например, в начале лета обсуждение внутри ЕС расширения экономического давления на Россию зависло из-за того, что к традиционному противодействию со стороны Венгрии внезапно присоединилась Греция. Афины тогда решили поддержать Будапешт в блокировании 11-го пакета санкций при его утверждении в Комитете постоянных представителей ЕС (COREPER), также потребовав исключения из украинского санкционного списка своих компаний, против которых Киев ввел ограничения якобы за поддержку России.
Вполне возможно, что и на этот раз все те же или какие-то новые страны решат задействовать политические рычаги, чтобы оградить свой бизнес от потерь из-за необходимости соблюдать все новые и новые санкции. Также известны примеры того, как можно игнорировать собственные прежние решения — даже из числа тех, что назывались в числе самых важных способов ограничить доходы российского бюджета.
Как писал ранее «Росбалт», несмотря на рост цен на энергоносители, «группа семи» продемонстрировала неспособность пересмотреть утративший эффективность потолок цен на российскую нефть (price cap). Переговоры об этом, начатые летом, так ни к чему и не привели. Несмотря на активную позицию некоторых стран ЕС, у США и других членов G7 не нашлось достаточного желания вновь попытаться ограничить сырьевые доходы РФ.
Михаил Макаров