Posted 29 ноября 2022, 06:00
Published 29 ноября 2022, 06:00
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
«Самый дорогой и неоднозначный мундиаль в истории» — так называют чемпионат мира по футболу, который проходит сейчас в Катаре. И дело не только в необычном месте и времени его проведения, и даже не в дрязгах, которыми ЧМ-2022 оброс с 2010 года, когда местом его проведения была выбрана жаркая страна на Аравийском полуострове. «Росбалт» уже писал, что нас ждет соревнование скорее по скандалам, чем по футболу. И этот прогноз в полной мере сбывается.
Да, первая неделя чемпионата принесла несколько чисто спортивных сенсаций. Главные их них — это, конечно, победа сборной Саудовской Аравии над фаворитами мундиаля аргентинцами и поражение Германии в противоборстве с Японией. Однако в целом до этапа плей-офф мало кто ждал от ЧМ-2022 чего-то особенного. При этом самый примечательный «по вывеске» матч группового турнира Испания-Германия закончился разочаровывающей ничьей.
Зато вокруг и около чемпионата будоражащие события происходят одно за другим. Тут даже можно оставить в стороне пересуды насчет того, что в Катаре, вложившем в подготовку к мундиалю баснословные $200 млрд (это почти в двадцать раз больше, чем Россия потратила на ЧМ-2018), банально не хватает гостиничных номеров, и многим фанатам приходится жить в деревнях, построенных из морских контейнеров (из этого же подручного материала возведен и один из стадионов). В конце концов, как бы ни старались организаторы, повод для критики отыщется всегда.
Явной нелепостью выглядели и слухи о том, что Катар подкупил футболистов Эквадора. Первый матч чемпионата, в котором встретились сборные этих стран, закончился откровенно безвольным поражением хозяев со счетом 0:2.
Другое дело, что собственно футбол на этом празднике жизни часто уступает первое место в новостях совсем другим темам — прежде всего, так или иначе связанным с большой политикой.
Например, о том, что футболисты сборной Ирана отказались петь национальный гимн перед началом игры с Англией в знак поддержки участников массовых уличных протестов, которые не утихают в Исламской республике уже более двух месяцев. Однако это не встретило понимания у основной массы демонстрантов, которые бурно приветствовали каждый из многочисленных мячей, забитых в ворота иранской команды (она проиграла со счетом 2:6). Дело в том, что протестующие тесно ассоциируют национальную сборную с властями страны, отставки которых они все более активно добиваются.
Вторая игра иранцев, которую им выпало провести со сборной США, тоже не обошлась без скандала. Американская команда разместила в социальной сети «политически откорректированный» флаг Ирана, на котором он был изображен без эмблемы посередине, олицетворяющей написание слова Аллах. Учитывая, что нынешние иранские власти называют Соединенные Штаты «большим сатаной», такой выпад не мог не вызвать резкой реакции. Правда, до нападения на американское посольство в Тегеране, как бывало когда-то, на этот раз не дошло.
Зато погром неожиданно случился в Брюсселе. Одна из самых тихих европейский столиц пострадала после того, как амбициозная бельгийская сборная проиграла команде Марокко, пропустив два безответных мяча. В приступе ликования представители марокканской общины, живущие в Бельгии, начали бить витрины, поджигать автомобили и драться с полицейскими, которым пришлось задействовать водометы и слезоточивый газ.
Публике была представлена и очередная серия скандала, связанного с настойчивыми обвинениями властей Катара в угнетении меньшинств и прочих нарушениях прав человека. Мэр Лондона Садик Хан велел снять в столичной подземке рекламные объявления, закупленные катарскими властями, объясняя это дискриминацией ЛГБТ-сообщества на идущем футбольном чемпионате. В ответ Катар пригрозил свернуть свои инвестиционные проекты в Лондоне.
Большое пятно появилось и на благостной картине примирения Израиля с арабским миром. Вдруг выяснилось, что значительная часть населения Катара, мягко говоря, без восторга относится к процессу нормализации отношений с еврейским государством, продолжая поддерживать братский палестинский народ. Это пришлось почувствовать на себе примерно тысяче израильских болельщиков и журналистов, которые приехали на ЧМ-2022. Катарские власти, выполняя обязательства перед FIFA, впустили их в страну, но обеспечить полную безопасность так и не смогли (или не захотели).
Мировые СМИ наперебой пишут, что присутствие израильтян вызывает нездоровый ажиотаж у болельщиков из мусульманских стран. Наглядным стал инцидент, когда иранские фанаты надели на ведущего прямой эфир израильского журналиста шарф и шапку с флагом своей страны. «Израилю тут не рады», «Есть только Палестина, Израиля нет», — кричат другие болельщики. В итоге израильские власти рекомендовали своим согражданам не посещать Катар, если только поездка не продиктована чрезвычайными обстоятельствами.
С другой стороны, можно назвать случай, когда несколько английских болельщиков пришли на игру своей команды со сборной США в костюмах крестоносцев — кольчугах и плащах с красным крестом на груди, проигнорировав запрет FIFA на символику, способную вызвать межнациональную рознь. В мусульманском Катаре, хотя и не пострадавшем непосредственно от крестовых походов, такая бравада не могла быть воспринята иначе как оскорбление.
Не забывают на мундиале и о России, хотя наша команда была отстранена от соревнований еще на предварительном этапе. На бутсах полузащитника сборной Камеруна Гаэля Ондуа, имеющего гражданство РФ, разглядели изображение российского флага (надо отметить, довольно небольшое), что вызвало целое разбирательство в FIFA. Правда, в итоге организация решила не наказывать футболиста.
Как бы то ни было, сотни российских болельщиков все же приехали в Катар. Многие из них активно болеют за сборную Сербии, хотя она сейчас и находится на последнем месте в своей группе после проигрыша бразильцам и ничьей с Камеруном. Впрочем, у Сербии еще остался шанс выйти в плей-офф — для этого ей необходимо выиграть в эту пятницу у Швейцарии и надеяться, что камерунцы не смогут обыграть уже решивших все свои задачи бразильцев.
Михаил Макаров