Posted 24 ноября 2022, 17:25

Published 24 ноября 2022, 17:25

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Где и как могут договориться Россия и Запад

24 ноября 2022, 17:25
Ситуация с дебатами в Совбезе ООН явно зашла в тупик — есть ли реальный способ сделать этот механизм вновь работоспособным?

Срочное заседание Совета безопасности ООН, созванное в ночь на четверг по инициативе Киева, в очередной раз привело к дипломатической перепалке, а не к действиям, которые могли бы хоть как-то помочь решению обсуждаемой проблемы.

Украинский президент Владимир Зеленский, выступая по видеосвязи, назвал ракетные удары в рамках СВО «энергетическим террором» и на этот раз призвал не просто отобрать у России возможность ветировать решения Совбеза ООН, но и вообще лишить ее права голоса. В ответ постоянный представитель России при ООН Василий Небензя сообщил, что РФ продолжит действия по ограничению военного потенциала Украины, пока Киев не займет реалистичную позицию на переговорах.

При этом российский постпред дал понять, что сам по себе формат выступления Зеленского не соответствует правилам, которые уже более 75 лет регулируют работу СБ ООН. «Мы уже неоднократно подчеркивали, что мы не против его участия, но это участие должно быть очным», — указал Небензя.

Как говорится, «стороны остались при своем». А ведь в конце октября 1962 года, когда Карибский кризис достиг своего пика, советский посол Валериан Зорин и его американский визави Эдлай Стивенсон решали судьбы мира, сидя именно в зале заседаний Совбеза ООН. И хотя с тех пор прошло уже более 60 лет, многие мировые лидеры явно помнят о той эпохе. Иначе их заявления о том, что ситуация в ООН зашла в тупик и с этим пора уже что-то сделать, не звучали бы с такой частотой.

Не далее как на прошлой неделе президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что ООН необходимо преобразовать «в более инклюзивную глобальную структуру, учитывающую интересы всех государств».

Буквально за день до этого премьер-министр Индии Нарендра Моди говорил о том, что международное сообщество оказались не в состоянии справиться с хаосом на планете, к которому привели изменение климата, пандемия коронавируса, события на Украине и прочие глобальные проблемы. «Мы должны без колебаний признать, что многосторонние институты, такие как ООН, потерпели неудачу в решении этих вопросов», — подчеркнул Моди, напомнив, что в этих структурах не были проведены необходимые реформы.

С одной из наиболее ярких речей на этот счет еще год назад выступил турецкий президент Реджеп Эрдоган. Рассуждая о том, что нынешняя структура ООН, в которой мусульманские страны не имеют достаточных прав, бесперспективна, а потому реформы в ней неизбежны, он заявил, что судьба человечества не должна быть оставлена на милость «горстки стран» — победителей во Второй мировой войне.

По его словам, в то время как мир меняется и дипломатия, торговля, международные отношения претерпевают радикальные преобразования, немыслимо, чтобы архитектура глобальной безопасности оставалась прежней. Подразумевая постоянных членов Совбеза ООН, которыми являются Россия, США, Китай, Великобритания и Франция, Эрдоган подчеркнул, что «мир больше пяти».

На официальном ооновском сайте даже есть специальная страница, посвященная инициативе по реформе Организации Объединенных Наций, с которой ее генсек Антониу Гутерриш выступил при вступлении в эту должность в 2017 году. Тем не менее, как говорится, воз и ныне там.

Однако попытки найти работоспособный вариант преобразований не прекращаются. Так, в октябре этого года постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд предложила расширить число постоянных членов Совбеза, включив не него представителей стран Африки и Латинской Америки. «Мы считаем, что реформа Совета безопасности должна означать более широкое представительство», — сказала она.

Свой вариант реформы СБ ООН обнародовал и президент Франции Эммануэль Макрон. В сентябре этого года он выступил не только за расширение состава Совбеза, но и за ограничение права вето его постоянных членов, когда речь идет о грубых массовых нарушениях прав человека, военных преступлениях, нарушениях международного гуманитарного права. Тогда эта идея вызвала отпор со стороны главы МИД РФ Сергея Лаврова, который называл ее «иезуитской попыткой с негодными конечными целями».

Вместе с тем Россия не отрицает, что ООН нуждается в преобразованиях. Тот же Сергей Лавров 11 октября в интервью программе «60 минут» на телеканале «Россия-1» признал, что реформа СБ ООН назрела. По его словам, «никуда не годится» ситуация, когда из 15 членов Совбеза значительная часть — это западные страны. В прошлом году их было шесть, а в будущем (с учетом переизбрания непостоянных членов) станет уже семь. «Конечно, это не репрезентативный состав, и, конечно же, хроническая недопредставленность развивающихся стран должна быть урегулирована», — сказал тогда Лавров.

Тем не менее в Совбезе ООН, скорее всего, сохранится статус-кво, поскольку реформировать его можно только единым решением России, Запада и Китая, что сейчас выглядит маловероятным. Вместе с тем у Москвы появился любопытный вариант, который на этой неделе озвучил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. В интервью aif.ru он завил, что если в Совбезе следует сохранить принцип «одна страна — один голос», то при голосовании в рамках Генассамблеи ООН можно было бы учитывать демографический фактор. «Посмотрите, как сейчас устроено голосование в Европарламенте. Там количество депутатов, представляющих ту или иную страну, связано с численностью населения этой страны», — рассказал он.

Михаил Макаров

Подпишитесь