Posted 15 ноября 2022, 06:30
Published 15 ноября 2022, 06:30
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Иранские суды начали выносить смертные приговоры участникам протестов, которые не утихают в этой стране уже почти два месяца. О том, что в провинции Тегеран к казни приговорен задержанный, обвиненный в поджоге правительственного здания и организации беспорядков, сообщило накануне агентство ISNA.
В начале прошлой недели депутаты иранского парламента обратились к Высшему совету национальной безопасности Исламской республики с требованием «как можно скорее разобраться» с протестами и призвали органы судебной власти «преподать урок» участникам массовых акций, которых они сравнили с террористами.
Уличные демонстрации и шествия начались в Иране 16 сентября после похорон 22-летней Махсы Амини. Согласно официальной версии, эта курдская девушка была задержана полицией из-за неподобающего ношения хиджаба (головного платка). При допросе у нее случился сердечный приступ, от которого она умерла.
В социальных сетях, однако, была распространена информация о том, что Амини избили полицейские. Возле больницы, где ее лечили, прошли протесты, которые распространились на другие города. В ответ иранское правительство с 19 сентября начало ограничивать доступ в интернет. 24 сентября глава МВД Ирана Ахмад Вахиди сообщил по итогам медицинской экспертизы, что девушка не подвергалась избиениям и перелома костей черепа у нее не обнаружено.
Тем не менее уличные акции в Иране продолжаются, причем теперь уже с политическими лозунгами — демонстранты критикуют правительство Исламской республики и лично высшего руководителя Али Хаменеи. Как утверждают оппоненты правящего режима, уже убиты сотни протестующих, тысячи получили ранения, задержаны более 40 журналистов.
Страны Запада, со своей стороны, наращивают усилия по ужесточению санкционного режима в отношении Ирана. В минувший понедельник главы МИД стран Евросоюза единогласно согласовали новый пакет ограничительных мер, которые коснутся более 30 физических лиц и организаций, включая представителей Корпуса стражей исламской революции (КСИР), на которых возлагается ответственность за ситуацию с правами человека в Иране.
Власти Соединенных Штатов также заявили, что планируют и далее вводить односторонние санкции против должностных лиц и властных структур Ирана за применение силы в отношении участников акций протеста. Об этом говорится в распространенном в понедельник пресс-службой Белого дома заявлении помощника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, по словам которого, «США поддерживают иранский народ и его требования».
Великобритания, в свою очередь, включила в свои санкционные списки 24 физических лица, включая министра информационно-коммуникационных технологий Ирана, главу киберполиции и руководителей региональных подразделений различных силовых структур. «Вместе с нашими партнерами мы послали иранскому режиму четкий сигнал — жестокое подавление протестов должно прекратиться, а свобода выражения мнений должна соблюдаться. Иранский народ высказывается предельно ясно. Настало время, чтобы режим перестал обвинять внешние силы и начал прислушиваться к людям», — заявил в понедельник глава британского МИД Джеймс Клеверли.
В Европе, тем не менее, рассчитывают, что усиление санкций не повлияет на готовность Тегерана к возобновлению «ядерной сделки». Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по ядерной программе Ирана «не имеет отношения к санкциям, это совсем другое дело», полагает глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. «Чтобы Иран не стал ядерной державой, надо продолжать работать над СВПД. Переговоры застыли, ситуация нехорошая, но работа продолжается», — сказал он.
Однако не факт, что новое правительство Израиля будет дожидаться, пока дипломаты снова склонят Тегеран пойти на мировую. Лидер победившей на выборах в Кнессет партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху, которому было поручено сформировать кабинет министров, сразу же выступил за «решительные действия» в отношении Ирана и его ядерной программы.
Нетаньяху, возглавлявший правительство Израиля в 1996-1999 и 2009–2021 годах, известен как убежденный противник «ядерной сделки». Он заявлял, что СВПД не только не блокирует путь Ирана к бомбе, но фактически его прокладывает, и обещал, что Израиль будет защищать себя «всей мощью своего оружия».
Эксперты обращают внимание, что протесты в Иране всерьез угрожают спровоцировать очередной вооруженный конфликт в регионе. В начале этой недели Иран нанес дроново-ракетно-артиллерийский удар по курдским формированиям территории Ирака. C курдами у Ирана и до этого были враждебные отношения, а после гибели Махсы Амини, которая родом из города Секкез в иранской провинции Курдистан, они резко обострились.
Каким бы это ни казалось удивительным, наши соотечественники, несмотря на все описанные выше проблемы, явно не считают Иран такой уж «горячей точкой». Или же рассчитывают, что в ближайшие полтора месяца там все успокоится. Иначе это направление вряд ли вдруг стало бы таким популярным у россиян — именно в Иране они сейчас чаще всего ищут отели на новогодние праздники, сообщают «Известия» со ссылкой на данные сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip.
Михаил Макаров