Posted 20 сентября 2022, 12:01
Published 20 сентября 2022, 12:01
Modified 5 февраля 2024, 07:08
Updated 5 февраля 2024, 07:08
Боевые действия на границе Армении и Азербайджана, которые начались в ночь с 13 на 14 сентября, закончились гибелью около двухсот человек. Генштаб Армении сообщил, что армия противника продвинулась вглубь территории республики на 7,5 километра. В Баку объяснили свои действия «провокациями» со стороны Еревана. После заключения перемирия, спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси совершила визит в Ереван, где от имени Конгресса осудила «смертоносное нападение Азербайджана» на Армению. По словам Пелоси, США готовы поддержать Ереван, в том числе в сфере обороны.
Корреспондент отдела внешней политики ИД «Коммерсантъ» Кирилл Кривошеев оценивает возможность внешнеполитической переориентации Еревана с Москвы на Вашингтон. Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».
— Что стало главной причиной новой вспышки боевых действий на границе двух стран? Ведь речь идет уже о боях на территории Армении, а не Нагорного Карабаха или районах, которые прилегают к нему.
— Как известно, противоположные стороны всегда обвиняют друг друга. Представители Баку утверждают, что армянские военнослужащие пытались заминировать какие-то дороги, которые связывают их коммуникации и посты, таким образом подвергая азербайджанских военных опасности. В свою очередь, в Армении подчеркивают, что агрессия была немотивированной.
Судя по всему, подобные обострения обычно случаются, когда стороны хотят подтолкнуть переговорный процесс. Если говорить конкретно, то движение вперед по переговорному процессу выгодно Азербайджану. Армения всячески его тормозит.
Буквально в августе президент Ильхам Алиев, беседуя с итальянским изданием, говорил о том, что уже в ближайшие месяцы стороны могут подписать мирный договор, и непосредственно в сентябре министры иностранных дел двух стран должны увидеться для обсуждения текста этого документа. Он отмечал, что тянуть нечего, что это нужно сделать сейчас.
В целом в Баку настроены на то, что именно мирный договор позволит разблокировать все остальные спорные вопросы. Такие, как делимитация границы, признание территориальной целостности друг друга, открытие транспортных коридоров.
В Ереване медлят. Их можно понять. Я считаю, что в целом весь переговорный процесс для Армении выглядит очень тяжело потому, что республика должна отказываться от своих приоритетов, выполнять очень непопулярную работу. Политики вынуждены терять свою популярность умышленно, делая эти шаги. Поэтому, разумеется, энтузиазма с армянской стороны куда меньше. В общем, как говорят некоторые политологи и эксперты в Баку, именно силовыми методами нужно действовать, чтобы добиться своего.
— Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян публично заявил, что в сложившейся ситуации на ОДКБ нет никакой надежды. Чем объяснить такую вялую реакцию этой структуры? Это начало конца ОДКБ?
— Я бы не сказал, что это начало конца. Да, ОДКБ недовольны очень многие. Например, в Киргизии и Таджикистане, потому что организация не может взять ответственность за их конфликт. Я бы сказал, что ОДКБ — это в принципе такая структура, которая никогда не работала как институт. Поскольку в случае, если у вас что-то функционирует как институт, то оно должно срабатывать автоматически во время кризисов: что-то случилось, дальше идет процедура и принимается решение. ОДКБ больше похожа на некий орган, работающий в ручном режиме, где решения принимаются от случая к случаю.
Едва ли все члены ОДКБ (напомню, что решения в организации принимается консенсусом) верили в то, что в январе 2022 года в Алма-Ате откуда-то взялись 20 тысяч иностранных наемников. Однако именно это послужило официальной причиной для ввода миротворцев ОДКБ в Казахстан.
В конфликт Армении и Азербайджана ОДКБ вмешиваться просто невыгодно. Никто из крупных игроков (в первую очередь Россия, потом, Казахстан и все остальные) просто не хочет участвовать в этом. Легко вводить войска против не названных наемников. Здесь, если действительно применять миротворцев, то получается, что есть противник, агрессор. И этот «агрессор» не кто-нибудь, а уважаемый человек — Ильхам Алиев, выпускник МГИМО и друг многих лидеров ОДКБ. С Владимиром Путиным у него замечательные отношения, как и с Александром Лукашенко, и с другими лидерами постсоветского пространства. Получается, что войска могут быть введены, чтобы отражать атаку со стороны Ильхама Алиева. Это, скажем так, политически нецелесообразно для лидеров ОДКБ, поэтому они просто не будут этого делать.
— Визит Пелоси — это в большей степени предвыборный вояж или попытка склонить Армению пересмотреть свою внешнюю политику?
— Не секрет, что Нэнси Пелоси — известный проармянский политик в США. Она последовательно занимает такую позицию уже много лет. Ее высказывания в защиту, например, признания геноцида армян, вы можете найти в интернете, датированные 2010–2011 годами, то есть за очень давний срок. Но в данном случае, пожалуй, Соединенные Штаты действительно пользуются обоснованным разочарованием Армении и действительно хотят здесь набрать какие-то очки, какую-то поддержку.
В Армении этот визит воспринимался с огромным восторгом. Пелоси встречал спикер парламента Армении Ален Симонян, который подчеркивал роль США в урегулировании последней вспышки насилия. В Москве, в свою очередь, утверждают, что это они остановили конфликт. Скорее всего, звонки были с обеих сторон, но понятно, что «у победы всегда много отцов».
В Азербайджане к этому визиту отнеслись весьма спокойно, потому что, видимо, понимают: на самом деле США ничего не может предложить Армении. Ереван, разумеется, может разорвать отношения с Москвой, сказать, мол, «мы хотим видеть более сильных и решительных союзников», но они не появятся. Даже если Москва — плохой союзник, как считают в Ереване, то ни США, ни Евросоюз, ни кто-либо еще не будут помогать Армении возвращать себе Карабах. Нет такой силы, которая взяла бы и приняла на себя ответственность за это.
Получился неплохой пиар США. По Еревану развешаны американские флаги, Нэнси Пелоси встречают с восторгом. Это выглядит очень эффектно на фоне какого-то молчания со стороны ОДКБ и Москвы. С медийной точки зрения — это победа, а по факту США мало что могут предложить Армении нового.
Беседовал Петр Годлевский