Top.Mail.Ru

Posted 6 сентября 2022, 07:26

Published 6 сентября 2022, 07:26

Modified 5 февраля 2024, 07:08

Updated 5 февраля 2024, 07:08

«Угрозы Эрдогана опасны для самого существования Греции»

6 сентября 2022, 07:26
Вряд ли НАТО придет на помощь Афинам в случае войны с Турцией, полагает эксперт Виктор Надеин-Раевский.

Президент Турции Реджеп Эрдоган на днях разразился угрозами в адрес Греции, напомнив об одной из самых мрачных страниц двусторонних отношений - массовых убийствах греков и армян в Смирне (нынешний Измир) в сентябре 1922 года. «Греция угрожает нам С-300. Греция, посмотри на историю. Если вы пойдете дальше, цена будет тяжелой, не забывайте Измир», — сказал турецкий лидер. Поводом для таких напоминаний послужил захват и сопровождение греческой системой ПВО С-300 турецких истребителей F-16, что официальные представители Греции, впрочем, отрицают. О том, что еще стало причиной нынешнего обострения отношений союзников по НАТО, их предысторию и к чему все это может привести, «Росбалту» рассказал старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский.

— Эрдоган напомнил грекам про Измир. Насколько я помню эту историю, в сентябре 1922 года в этом городе, который тогда назывался Смирна, турки учинили форменный геноцид гражданского греческого и армянского населения…

— Да, там была жуткая резня. Уничтожалось мирное население. Сохранились страшные фотографии людей с отрубленными головами… Тогда, после Первой мировой, в 1919 году началась греко-турецкая война, которая в турецкой историографии называется войной за независимость. Большую помощь туркам тогда оказали Советская Россия и, между прочим, Советская Украина. От Украины помощь Турции тогда оказывал известный советский военачальник Михаил Фрунзе. Советское руководство направило правительству Мустафы Кемаля Ататюрка 10 млн рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, в том числе со складов Кавказской армии, к тому времени уже не существовавшей, около 58 млн патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов и много чего еще.

В подготовке турецких войск и разработке операций принимали участие советские военные. Недаром на памятнике Ататюрку в Стамбуле рядом с ним изображены будущий маршал Советского Союза Климент Ворошилов и тогдашний постоянный представитель Советской России в Турции Семен Аралов.

— Но для чего сейчас Эрдогану напоминать грекам о том же Измире?

— Дело в том, что после поражения греков в Сакарьийском сражении (сентябрь 1921 года) греческая армия могла только отступать. Через год, после эвакуации греческих частей из Смирны, туда вступила турецкая армия. Начались страшные погромы. Десятки тысяч людей были убиты, дома их оказались сожжены.

Что касается нынешних противоречий между двумя странами, то греки, надо сказать, тоже повели себя, скажем так, своеобразно. Согласно международным нормам прибрежная зона должна составлять 3 мили. Греки в Эгейском море установили свою зону — 18 миль, в которую входит и воздушное пространство. Турки с 1974 года постоянно демонстративно нарушают его. Вот такие у них отношения. Греки в свое время закупили советские системы ПВО С-300, под локаторы которых и попали недавно турецкие самолеты.

— На ваш взгляд, Турция сегодня действительно готова начать военные действия против Греции, или заявления Эрдогана направлены на внутреннюю аудиторию?

— Ограниченные военные действия Анкара начать может, хотя обе страны — члены Североатлантического альянса.

— Можно сравнить вооруженные силы двух стран?

— Вооружение у греков неплохое. И у греков, и у турок американские истребители F-16, но численно греческая армия очень сильно уступает турецкой.

— В чем сегодня основные противоречия между Афинами и Анкарой?

— Угрозы турок касаются шельфовой зоны. Недалеко от Кипра разведаны серьезные запасы природного газа (месторождение «Афродита», в 21 миле к западу от израильского месторождения «Левиафан»). Турки там же, в районе Северного Кипра, ведут свою геологоразведку. Отсюда и людоедские турецкие угрозы. Чем еще пугать, как не геноцидом? По замыслу Эрдогана эмоционально такая угроза должна воздействовать на греков. Вообще обращаться к геноцидальной политике Турции столетней давности — это что-то запредельное.

— Может ли НАТО сыграть миротворческую роль в этом конфликте?

— Если Анкара от слов перейдет к делу, то все понимают, что НАТО, как и в 1974 году, во время конфликта Турции и Греции вокруг Кипра, опять ничего не сможет сделать. При возросшей агрессивности турок ситуация для Греции крайне опасная.

— Что сейчас могут предпринять турки? Захватить те или иные острова?

— У Турции для этого, конечно, есть возможности. Какие-то из греческих островов они захватить могут, но там их две тысячи. Чтобы захватить все эти острова, турецкого флота и армии не хватит. Будут вырезать, изгонять местное населения. Сирийские события это тоже показали. 300 тысяч курдов, изгнанных из Африна и прилегающих к нему северных сирийских территорий, — факт показательный.

В том, что турки не остановятся и способны начать военные действия, — я уверен. Угрозы, которыми сейчас сыпет Эрдоган — не просто его предвыборная риторика. Они опасны для самого существования греческого государства. Турецкое военное превосходство — колоссальное. К тому же армия Греции, в отличие от турецкой, давно не воевала. Придет ли грекам на помощь НАТО в соответствие с 5-й статьей своего Устава, — тоже довольно сомнительно. Эрдоган на этом и играет, стараясь угрозами заставить греков пойти на неприемлемые для них уступки и по прибрежной зоне, и по шельфу, и по воздушному пространству. Тем более, когда речь идет о больших деньгах, которые можно заработать на газовых месторождениях, то тут для турок вообще никакие разумные аргументы не работают.

Беседовал Александр Желенин

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies