Posted 5 сентября 2022, 15:29

Published 5 сентября 2022, 15:29

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Только 12% уверены, что Трасс будет хорошим премьер-министром»

5 сентября 2022, 15:29
Победа главы МИД Великобритании на внутрипартийных выборах не сулит ничего хорошего консерваторам, уверен эксперт Андрей Куликов.

5 сентября новым лидером Консервативной партии Британии стала Мэри Элизабет Трасс. Она одержала победу на внутрипартийных выборах у бывшего канцлера казначейства Реши Сунака. Впереди у Трасс вступление в должность премьер-министра. Как она будет решать насущные проблемы страны и партии, стоит ли ожидать закрытия российского посольства в Лондоне, рассказывает политолог, генеральный директор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов.

Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».

— Исходя из той роли «злого следователя» (как ее окрестил один из экспертов «Росбалта») по отношению к России, которую выбрала Мэри Элизабет Трасс во время своей предвыборной кампании, — чего можно ожидать от нее на практике в ближайшее время?

Едва ли можно ожидать улучшения отношений. Можно определенно сказать, что тот уровень, на который они опустились при Борисе Джонсоне, сохранится. Будет уже хорошо, если не станет хуже.

Хотя, учитывая более широкий контекст и необходимость для Лиз Трасс самоутвердиться, убедить скептиков, что она сильный и перспективный руководитель, есть основания предполагать негативный сценарий развития отношений между нашими странами. Конфликтные ситуации, которые ранее возникали, могут быть продолжены. Мне кажется, их станет даже больше.

— Что еще можно ожидать от Лиз Трасс, если и так уже принимаются многочисленные пакеты санкций против России?

— Вы назвали первое, что приходит на ум, — санкции. Естественно, спектр возможных мер еще остается, и нельзя исключать продолжения курса на ужесточение санкций. Помимо этого, увеличение помощи Украине. В ходе предвыборной кампании высказывались сомнения в том, что преемники Бориса Джонсона смогут продолжить курс, который он задал. Нельзя исключать, что не последуют какие-то демонстративные шаги по поддержке Украины. Например, поставки нового вооружения, выделение дополнительных средств. Это то, что лежит на поверхности.

Кроме того, в Великобритании в последнее время обсуждают идею закрытия российского посольства. Его деятельность не нравится многим, в том числе консерваторам. Это будет означать понижение уровня дипломатических отношений между двумя странами. Они, конечно, и так испорчены, но такой формальный шаг будет очень резонансным. Хотел бы подчеркнуть, что это только одна из идей, которые циркулируют сейчас в Великобритании. Не обязательно, что она реализуется.

— Сможет ли Лиз Трасс, которая старается подражать Маргарет Тэтчер, привести консерваторов к победе на следующих парламентских выборах? Пока большой популярностью у британцев она не пользуется.

— Консерваторы настроены очень пессимистично. Они говорили, что их партия проиграла еще в тот момент, когда стало ясно, кто вышел в финал партийной гонки. Кроме того, буквально на прошлой неделе были опубликованы результаты опроса британцев (не только членов Консервативной партии), как они смотрят на Трасс. Там только 12% выразили уверенность, что она будет хорошим премьер-министром. Это очень мало.

Вы вспомнили Маргарет Тэтчер, но не так давно была главой правительства Тереза Мэй. В ее победу верили гораздо больше людей, чем в успех Трасс. Хотя казалось бы, что кризисная ситуация должна способствовать росту ее рейтинга. Здесь, мне кажется, играет свою роль общее впечатление от Лиз Трасс. От ее поведения, от ее политической позиции, которую она меняла на протяжении своей карьеры, от ситуации в партии в целом. Все это сказывается на том, что рейтинги консерваторов и Трасс низкие. Большинство экспертов уверены, что тори выборы проиграют.

Есть еще один важный момент. На протяжении всей кампании муссировались слухи о том, что Борис Джонсон может вернуться. Даже сегодня обсуждается идея, что лояльные бывшему премьеру депутаты инициируют вотум недоверия Лиз Трасс буквально в этом году. Раскол в Консервативной партии никуда не делся, поэтому новому лидеру партии будет тяжело бороться не только с внешними вызовами, но и теми противоречиями, которые привели к отставке Бориса Джонсона.

— Два слова о внешних вызовах. Как Трасс планирует решать главную проблему страны: рост цен на энергоресурсы, то есть на отопление жилья грядущей зимой?

Как можно судить по последним заявлениям, предлагается ограничить рост тарифов на электроэнергию. Плюс выделить дополнительные средства наиболее нуждающимся. Я бы не сказал, что это политика Трасс. С этой идеей выступила оппозиционная Лейбористская партия, но в данном случае Трасс прислушалась к их мнению. Судя по всему, ее советники нашли такое предложение единственным разумным и возможным в нынешней ситуации.

Это достаточно редкий случай, когда предложение оппозиции озвучивает новый премьер-министр. Видимо, собственных идей у команды Трасс нет.

Беседовал Петр Годлевский

Подпишитесь