Posted 14 июля 2022, 03:34
Published 14 июля 2022, 03:34
Modified 5 февраля 2024, 07:08
Updated 5 февраля 2024, 07:08
Россияне, и не только они, давно освоили Грузию как привлекательное место для отдыха, а в последнее время — временного или постоянного проживания. Приезжих в Тбилиси — городе контрастов, где старина соседствует с глубокой древностью, «европейщина» с «азиатчиной», много всегда. Правда, за два пандемийных года туристическому сектору страны был нанесен ощутимый ущерб.
Полюбился приезжим и самый крупный виноградарский край — Кахетия, и зимние курорты, словом, самые разнообразные регионы страны. А особенно — субтропическая Аджария — автономная республика на Черноморском побережье, красоты которой можно описывать долго, но как говорится, лучше один раз увидеть. И не только столицу — Батуми, но и горные регионы, прелесть которых иностранцы уже раскусили. Грузинские власти при довольно скудном бюджете сделали максимум для того, чтобы горный туризм был не только безопасным, но и разнообразным, благо сама природа Аджарии, буйная, дикая, вечнозеленая, с ее реликтовыми лесами, альпийскими лугами, заповедными зонами, водопадами и прочим, весьма этому способствует.
Прежде чем переместиться с пляжей в горы, отметим, что в июне этого года россияне заняли первое место по количеству приезжих в Грузию — 90 239 человек, то есть почти в шесть раз больше, чем за первый летний месяц прошлого года. Второе место заняли визитеры из Турции — 62 192 человека. Напомним, что от Батуми до границы с Турцией в Сарпи — 15-20 минут езды. По сравнению с прошлым годом, количество визитеров из Украины сократилось на 1% (15 273), а вот из Белоруссии увеличилось на 222% (12 284). Едут сюда, традиционно, также из Армении, Азербайджана, Казахстана, и все чаще — из стран Ближнего Востока.
Как правило, все, кто собираются в Аджарию, сначала останавливаются в Тбилиси — отсюда доехать до Батуми довольно просто, быстро и недорого на разном транспорте. Если, к примеру, россияне прибыли в Грузию не на автомобиле через пропускной пункт Верхний Ларс на грузино-российской границе (там сейчас многочасовые пробки из-за обилия въезжающих), а самолетом в Тбилиси, отсюда до Батуми они могут добраться поездом. Билеты желательно бронировать заблаговременно из-за наплыва пассажиров, хотя в разгар туристического сезона курсируют дополнительные двухэтажные вполне комфортабельные поезда. Время в пути — пять с половиной часов. Самый дешевый билет можно приобрести за 10 долларов США, в I классе — приблизительно за $22, в бизнес-классе — вдвое дороже.
Можно воспользоваться и самолетом, но это не дешево: по минимальной цене $45 билетов не достать и, кроме того, до аэропорта, обслуживающего батумские рейсы, ехать надо 30 км. Ну а время полета — около часа. Проще и дешевле ($12-15) воспользоваться комфортабельным автобусом — к тому же это любопытно: Рикотский перевал в горах, по пути следования из Восточной Грузии в Западную, сказочно красив и щекочет нервы. Ехать с остановками — около 7 часов.
Курсируют и маршрутные такси, и минивэны — они гораздо комфортабельнее первых, и дороже слегка — $15 с пассажира; а также обычные легковые такси — но это уже около 150 «зеленых». Нормально, если ехать маленькой компанией, а не одному.
Цены за «постой» в Тбилиси и Батуми, на аджарских морских курортах Кобулети, Чакви, Квариати и Гонио (последние два у границы с Турцией славятся чистотой воды) — приблизительно одинаковые в выбранном сегменте, зависящем от кошелька визитера. Но в любом случае они уже значительно выше, чем год назад, причем в процентном соотношении менее всего рост цен распространился на гостиницы категории 5 звезд. Стоимость стандартного номера на двоих в июле начинается от $250, а с «изысками» — превышает 1000 в той же валюте. Четыре звезды дешевле, но незначительно, а вот три — вполне бюджетно, можно уложиться и в сотню.
Дешевле и, кстати, совсем неплохо, снять номер в семейной гостинице вовсе без звезд, но с собственной террасой, да к тому же на первой линии моря, в соснах. Смешение воздуха получается дивное. Но в самом Батуми на первой линии моря такой роскоши нет — за ней надо ехать в Кобулети и Чакви. Есть еще один, более дешевый и менее комфортабельный вариант — коечный. Это: крыша над головой, кровать, общий, с другими жильцами, санузел. Ближе к морю — в районе $10 с человека, подальше — дешевле.
Что касается питания. В Аджарии, в частности в Батуми, ресторанов, кафе и просто забегаловок много. Если говорить о местных, то есть знающих толк в подобного рода заведениях, для них приемлемыми считаются ресторана три — четыре. Но туристы в такие тонкости не посвящены, им, в основном, достаточно «экзотичности» грузинской (аджарской) кухни, поэтому любой объект общепита в сезон не простаивает. Сервис, правда, сомнительный.
Кормежка дорогая: скромный обед в «приличном» месте обойдется, на двоих, без алкогольных напитков, долларов в 60. В «фешенебельном» — в разы дороже. А вот в горных регионах Аджарии — ситуация другая: здесь и жилье дешевле, и еда, плюс к этому, она здоровее общепитовской у моря — что называется, с грядки.
Что, кроме невероятного природного разнообразия, предлагают горные регионы Аджарии, в которые вовсе необязательно отправляться, нагруженным палатками, спальными мешками, удочками и прочим снаряжением — всем этим туриста обеспечат на месте.
Отъедем совсем недалеко от приморской полосы — в 40 километрах от нее раскинулась охраняемая территория Кинтриши — сплошные реликтовые леса, которыми поросли горы, в ущельях которых лежат глубокие озера. Здесь можно арендовать лошадь, площадку для пикника, спальный мешок, палатку, место в кемпинге, и т. д. На одного человека все это удовольствие, включая еду, потянет максимум на $60 в день.
Местный гид за небольшую дополнительную плату проведет вас к одной из древнейших достопримечательностей Грузии — арочному мосту, носящему имя Царицы Тамары — именно во времена ее правления и по ее распоряжению в стране начали возводить подобные сооружения. То есть арочный мост был построен в 12 веке из обломков скал, но ни время — почти 1000 лет, ни непогода, ни землетрясения его не разрушили.
Под мостом находится песчаный пляж реки Аджарисцкали; когда уровень воды в ней поднимается, ее «осаждают» байдарочники и любители рафтинга. А в 400 метрах от моста находится водопад Махунцети высотой в 20 метров с природной чашей для купания на месте падения струи. Вода в нем хоть и горная, но не холодная и очень чистая.
Менее часа езды от Батуми до Национального парка Мтирала, столько же — до Кобулетского заповедника и заказника. Здесь туристам (правда, по цене, в два-три раза превышающей кинтришские), помимо ночлега, обмундирования, качественной еды и гор (они бесплатно), предложат конные, пешие, приключенческие туры; орнитологические маршруты, зиплайн.
Особый интерес туристы проявляют к охраняемым территориям Кобулети из-за наличия в их ареале уникальных сфанговых болот, поросших четырехметровой «шапкой» белого мха. Желающим пройтись по сфагновому торфу выдадут специальные приспособления.
В горной Аджарии в последнее время, помимо спортивной рыбалки, наблюдением за птицами (сюда приезжают ученые-орнитологи со всего мира), популярным стал каньонинг. Для любителей этого экстремального развлечения обустроено несколько локаций, самая ближняя из которых к Батуми (23 км) — село Капнистави. Разумеется, без навыков скалолазания, прыжков в воду и плавания здесь не обойтись. Лодки, плоты, каноэ, байдарки предоставляются на месте. Любители экстрима проходят 600-метровый каньон над восемью каскадными водопадами. Любители каньонинга освоили также и ущелье Учхо — водопадов здесь 12, каньон — полутора километровый.
Но вернемся на побережье. Приморская полоса обустроена таким образом, что дает возможность и для уединения, спокойного семейного отдыха, и для развлечений. То есть и стар, и млад найдет здесь «свое».
Стоит также отметить, что не все, кто приезжают в Аджарию, чувствуют себя здесь туристами: многие иностранцы, и более всего — россияне, приобрели в Батуми недвижимость. Одни проживают здесь постоянно, другие — наездами. Несмотря на то, что Аджария — регион с повышенной влажностью, частыми дождями, она комфортна для проживания, особенно в межсезонье, когда народу здесь значительно меньше, чем в жаркие месяцы года. И тогда наступает полный покой — море, пальмы, магнолии, сосны, словом все — вечнозеленое. И жизнь течет, как в замедленной съемке.
Приезжие, в основном, покупают квартиры на так называемом Новом бульваре, с видом на море, который не в чести у коренных батумчан, тбилисской интеллигенции и у «богатых». Но цены на квартиры, в особенности, на строящееся жилье, здесь относительно низкие, хотя в этом году, после украинских событий, они взлетели почти вдвое. То есть средняя цена за квадратный метр «белого каркаса» колебалась на Новом бульваре в пределах $450-600, а нынче в той же валюте надо выложить хотя бы 800. В районе Старого бульвара цены на недвижимость (имеется в виду центр города) в два-три раза выше — в зависимости от состояния самого дома и квартиры. Кстати, новостройки в центре стараются органично вписать в ландшафт Старого города, и довольно часто местным архитекторам это удается.
От батумчан нередко можно было услышать жалобы на «отуречивание» города — несколько городских кварталов и впрямь уже не отличить от турецкой провинции. Турецкий бизнес здесь процветает, он буквально на каждом шагу: магазины, кафе, рестораны, парикмахерские и прочее — турки скупили и целые дома в этих исторических кварталах.
А нынче укрепляется другая тенденция: местные заговорили об «обрусении» аджарской столицы, кстати, традиционно многонациональной. Русская речь слышна повсюду. И появилось такое новое для региона понятие как мигранты-эмпаты. Грузия для них, особенно для россиян и белорусов, — страна подходящая. Это и общее историческое прошлое, и православие, и отсутствие языкового барьера, и национальная толерантность, не утерянная, особенно, батумцами.
Грузинское законодательство тоже способствует тому, чтобы россияне смогли задержаться в стране без визы на год, а затем легко продлить свое пребывание и получить, по крайне мере, ВНЖ. Бизнес открыть тоже легко, как и купить квартиру. Вот и «понаехали» россияне в Грузию. Кто — на отдых, а кто — на подольше. Есть и те, кто задумывается: уж не навсегда ли?