Posted 25 июня 2022, 20:52
Published 25 июня 2022, 20:52
Modified 5 февраля 2024, 07:08
Updated 5 февраля 2024, 07:08
Продолжаем рассказывать об основных сюжетах, касающихся российско-украинского противостояния. С информацией о событиях, происходивших 24 июня, можно ознакомиться здесь.
Ограничения наземного транзита через территорию Литвы в Калининградскую область попавших в санкционный список ЕС товаров оставались всю неделю темой номер один. Ситуацию сразу окрестили «транспортной блокадой» — хотя сообщение с РФ по морю и воздуху у региона сохраняется.
Резкие заявления в течение последних дней звучали с обеих сторон. В частности, секретарь российского Совбеза Николай Патрушев сообщил, что ответные меры «будут приняты в ближайшее время» и «окажут серьезное негативное влияние на население Литвы». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, в свою очередь, добавила, что эти действия «будут не в дипломатической, а в практической плоскости». Какие именно шаги предпримет Москва, зависеть будет от того, согласится ли Литва отменить запрет на транзит.
Литовские власти в долгу не остались — так, министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас назвал российское командование «недоумками» и сообщил, что не переживает из-за возможных провокаций РФ в ответ на ограничение Литвой транзита в Калининград, поскольку уверен, что НАТО держит ситуацию под контролем. В то же время в Вильнюсе неизменно подчеркивали, что вопрос об ограничении калининградского транзита был согласован с Брюсселем, и решение по дальнейшим шагам находится в руках Еврокомиссии (ЕК).
Вот только согласия по этому поводу среди европейских стран нет. В субботу европарламентарий от Литвы Пятрас Ауштрявичюс сообщил в своих соцсетях, что в ходе заседания в Брюсселе Литва и ряд других государств выступили за сохранение ограничений и призвали не подвергаться давлению со стороны РФ. В то же время звучали голоса и с призывом пересмотреть положение о санкциях. «В Брюсселе сейчас очень жарко по поводу транзита в Калининград, и похоже, Россия пока побеждает», — расценил расклад сил депутат.
В итоге, по словам Ауштрявичюса, «родился документ, который позволит перевозить санкционные грузы через территорию ЕС из „России в Россию“». Депутат добавил, что информация также была направлена в Вильнюс. «Литва в документе не упоминается, но по умолчанию понятно, что он затрагивает Литву, если Литва на это согласится», — отметил он. По словам Ауштрявичюса, у Литвы есть право вето, которое она может применить для предотвращения «серьезного политического кризиса» в стране.
Однако литовские власти так просто тоже не планируют сдавать позиции. Президент страны Гитанас Науседа уже заявил, что Вильнюс не будет снимать ограничения на транзит грузов в Калининградскую область, и не собирается делать уступок Москве. «Вполне понятно, что Литва должна и будет применять санкции ЕС. Литва должна и сохранять контроль над товарами, которые провозятся через ее территорию, и ни о каких „коридорах“ не может быть и речи, как не может быть и речи об уступках России в ответ на угрозы Кремля», — настаивает он. Правда, при этом глава литовского государства оставляет и место для маневра, призвав провести консультации с ЕС по теме санкций, чтобы ограничения не навредили «ни интересам Литвы, ни международным договоренностям».
Так что все говорит о том, что тема калининградского казуса останется в центре повестки и на следующей неделе. Политический градус между тем повышается: президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным в субботу назвал изоляцию Калининграда со стороны Литвы «фактическим объявлением войны». А еще попросил у российского главы государства военной помощи — тот обещал в ближайшее время передать Минску комплексы «Искандер-М».
Суббота ознаменовалась для союзных войск значительными успехами, которые, впрочем, угадывались еще накануне. Вечером Министерство обороны РФ сообщило, что города Северодонецк и Боровское, а также населенные пункты Вороново, Сиротино и левобережная территория Северского Донца в границах ЛНР полностью перешли под контроль подразделений Луганской Народной Республики. Союзные войска заняли и территорию завода «Азот», откуда, по словам мэра Северодонецка Александра Стрюка, вышло порядка 800 мирных жителей.
Также силы ЛНР и России взяли под контроль шахту в Лисичанске и один из заводов, продолжаются бои в городской застройке.
В Киеве в потере Северодонецка обвинили не руководство страны, а непосредственно подразделения ВСУ и иностранных наемников. По словам заместителя Минобороны Украины Анны Маляр, украинские военные и боевики частных военных компаний выкладывали в социальные сети фотографии и видеозаписи, чем и сорвали планы по удержанию города. При этом глава управления военной разведки Украины Кирилл Буданов заявил, что удерживать Северодонецк и дальше не имело особого смысла. По его словам, украинские силы продолжат оборону фронта от Лисичанска. <…> Смысл отвода состоит в том, чтобы сохранить жизнь наших солдат», — заявил он в интервью Reuters. Между тем, даже по данным украинского оборонного ведомства, при отступлении украинские войска понесли очень серьезные потери.
Главной политической победой Киева на этой неделе стала резолюция Европейского парламента с рекомендацией предоставить Украине и Молдове статус кандидатов в члены Евросоюза. Между тем Незалежной дали понять, что никакой ускоренной процедуры вступления не будет, а для достижения заветного членства Украине предстоит еще проделать немало работы. По словам спикера Европарламента Роберты Метсолы, статус кандидата в нынешних условиях — это «символ надежды» и «поддержание духа украинцев».
А вот от планов добиться членства в Североатлантическом альянсе украинское руководство, похоже, решило отказаться. По крайней мере, в обозримом будущем. Так, заместитель руководителя офиса украинского президента Игорь Жовква в интервью Financial Times заявил, что Украина не собирается предпринимать шаги по вступлению в НАТО, понимая бесперспективность подобных усилий из-за позиций отдельных стран альянса. «Члены НАТО отклонили наши устремления. Мы не будем что-либо предпринимать в этом отношении», — сказал Жовква. Однако на поддержку альянса Киев продолжает рассчитывать — в частности, Жовква выразил надежду, что конфликт на Украине будет учитываться при составлении новой стратегической концепции НАТО, которая должна содержать более жесткие формулировки» в отношении России. «Недостаточно просто вычеркнуть слово „партнер“, — отметил он.
Лидеры G7 договорились о запрете импорта российского золота;
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Стокгольм не пытается пойти на компромисс с турецкими властями, что позволило бы прийти к соглашению по поводу вступления Швеции в НАТО;
Премьер-министр Британии Борис Джонсон заявил, что если Киев заключит соглашение на неприемлемых для себя условиях, это спровоцирует «катастрофу в мировой экономике», так как получив новые территории, Москва «может значительно ограничить импорт украинского зерна».
Из городских библиотек Одессы начали убирать русскую литературу. На полках размещают объявления, из которых следует, что недовольные этим решением могут «обратиться в СБУ».
Татьяна Павлова