Posted 11 июня 2022, 05:37
Published 11 июня 2022, 05:37
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Не утихают страсти после завершения судебного процесса, в котором звезда Голливуда Джонни Депп боролся против своей бывшей жены, известной актрисы, Эмбер Херд. «Капитан Джек Воробей» не в первый раз выступал в роли истца. В 2020 году он проиграл британскому таблоиду The Sun, обвинившему актера в избиении своей жены. Британский суд счел доказанными 12 из 14 эпизодов насилия. Теперь суд штата Вирджиния (США) постановил, что бывшие супруги клеветали другу на друга, но присудил Деппу большую сумму компенсации, чем Херд.
Почему общественное мнение расценило это решение как победу Деппа, объясняет юрист, автор законопроекта о домашнем насилии Алена Попова.
Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».
— Говорит ли реакция на исход дела, что западному обществу надоела ситуация, когда обвинения важнее доказательств? Так, во всяком случае, комментируют исход дела очень многие и на Западе, и у нас.
— Во-первых, там не было обвинений, которые важнее доказательств, поскольку суд Лондона в 2020 году вынес решение в пользу Эмбер Херд. Говорить, что у нее были бездоказательные заявления, не представляется возможным, так как есть решение суда. Последний процесс в Вирджинии свидетельствует о стандартной истории, когда словам пострадавшей общество всегда верит меньше, чем словам насильника. Потенциального или реального. Особенно, если насильник мужского пола. По статистике, большинство пострадавших от насилия женщины, но, безусловно, пол не играет роли.
Плохо, что все это вновь сработало. Я смотрела, как адвокат Деппа допрашивала Херд. Специально женщина выступала против женщины. Был очень жесткий допрос в суде. Я уверена, что Эмбер является пострадавшей от насилия. Конечно, это проявлялось в том, как она отвечала. Пострадавший трижды, четырежды повторяя одно и то же, вновь переживает травму. Это очень тяжело.
Как человек, много работающий с пострадавшими, могу свидетельствовать, что любая из них все равно испытывает чувство вины, от того, что выносит на публику свою личную жизнь. Во всем мире продолжает жить, в большей или меньшей степени, патриархальная модель. Женщины действительно переживают, когда им приходится рассказывать подробности. Очень часто они в стрессе и волнении забывают какие-то детали. Это не значит, что они врут. Это значит, что они люди.
Конечно, Депп выиграл в такой обстановке, но я не считаю, что он полностью победил. Признано было, что в отношении него была допущена сознательная ложь, так же как и то, что с его стороны такая же ложь имела место и в отношении Эмбер.
— Я встречал самые разные комментарии на тему решения суда присяжных. Кто-то радуется возвращению Деппа в кино и поражению так называемой культуры отмены. Кто-то печалится, что патриархат опять победил, а Эмбер теперь может лишиться своей карьеры…
— Многие люди, в том числе борцы с домашним насилием, воспринимают решение последнего суда как положительную историю. Это доказывает, что закон, защищающий пострадавших от насилия, может быть не только на стороне женщины, но и на стороне мужчины.
Суд стал инструментом защиты, который может применяться в том числе, в ситуации, когда одна из сторон считает, что является оклеветанной. Или против нее допущено большое количество лжи, ее жизнь разрушена, потому что против нее применялось такое публичное оружие, как культура отмены. Это многократно подчеркивал Депп. Он повторял, что загнан в угол, у него нет будущего, и он даже не видел смысла жить. Безусловно, опираясь на то, что культура отмены вредна, когда не присутствуют очевидные для общества доказательства.
Здесь необходимо поставить сто восклицательных знаков! Суд почему-то счел, что доказательства должны быть очевидны для общества. Если пострадавшая считает, что их достаточно, другой суд согласился с Херд, что доказательств достаточно, насильник все еще может продолжать считать их не достаточными. Если насильник мужского пола, то общество встанет на его сторону.
— Культура отмены очень быстро превратилась в орудие борьбы с ресурсными мужчинами, которые были очень недовольны появлением организованных групп активистов с лозунгом: «Черное — это черное, а белое — это белое». Вы должны признать свои грехи и понести наказания. Конечно, ресурсным мужчинам в патриархальном мире это очень не нравится.
Наконец появилось история, на которую можно указать: «Смотрите, даже женщина против Эмбер». Адвокат Деппа стала очень популярна, в связи со своим допросом. Многие университеты приводят ее в пример, как она умеет держать удар, вести свою линию, не отвлекаться на мелочи. Женщина против женщины! Стандартная любимая игра всех консерваторов, чтобы наблюдать за перетягиванием повестки. Абсолютно манипуляторная техника.
Консерваторам выгодно говорить, что он выиграл процесс. Я читала кучу публикаций на разных языках, в которых утверждается, что это ответ современного мира создателям движения MeToo и культуры отмены. Мол, от них все устали. Консервативное крыло декларирует, что «вы переборщили, теперь мы будем отбиваться, когда-нибудь придем к золотой середине».
Беседовал Петр Годлевский