Posted 10 июня 2022, 16:25
Published 10 июня 2022, 16:25
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Хорватское побережье — любимый курорт всей Центральной, Восточной и части западной Европы, потому что это близко и недорого. Но есть две проблемы — граница и валюта. В Хорватии до сих пор используют национальную денежную единицу — куны, и эта страна не входит, как, например, Болгария, в единое Шенгенское пространство. Так что туристы часами простаивают в бессмысленных многочасовых очередях на границе, которая реально никого ни от чего не отделяет.
Теперь ситуация изменится. Уже с первого января 2023 года Хорватия получила право ввести единую европейскую валюту — евро. Не за горами и присоединение к Шенгену. Еще в декабре 2021 года Совет ЕС признал, что все необходимое для этого хорваты сделали. Если бы не ситуация на территории Украины, политическое решение наверняка было бы уже принято.
Если Киеву пока только предлагают обсудить возможность получения статуса кандидата в члены в ЕС, то гораздо раньше вставшие на этот путь балканские страны уже быстро движутся в направлении единой Европы.
Разумеется, речь не только о Хорватии. В мае немецкий канцлер Олаф Шольц заявил, что, по его мнению, так называемые «страны Западных Балкан», не входящие в состав Евросоюза, должны как можно скорее там оказаться. Он рассчитывает (и у Германии есть все ресурсы этого добиться), чтобы этот вопрос обсудили на очередном саммите ЕС в конце июня.
Шесть стран Западных Балкан уже много лет проводят реформы, чтобы стать полноправными членами Евросоюза — это Черногория, Албания, Северная Македония, Босния и Герцеговина, Косово, а также Сербия, с которой отдельная история. «Выполнение наших обязательств перед ними — это не только вопрос нашего доверия. Сегодня, как никогда, их интеграция отвечает нашим стратегическим интересам», — прямо признает Шольц.
Европейцы хорошо помнят, что мир на континенте уже неоднократно взрывала «балканская пороховая бочка». При этом, говоря о видах Брюсселя на Балканы, аналитики отмечают, что Германия и ЕС в целом опасаются возрастающего влияния в этом регионе России и Китая. Возможно, кстати, в том числе поэтому столько внимания привлек к себе несостоявшийся визит в Белград главы российского МИД Сергея Лаврова, самолет которого не пропустили через свое воздушное пространство Болгария, а также те самые небольшие «страны Западных Балкан» — Черногория и Северная Македония.
Что касается причин, по которым Сербия выбивается из этого ряда, то их в пятницу обозначил все тот же Олаф Шольц. По его словам, Белграду не стоит рассчитывать на вступление в ЕС, пока он не признает независимость Косово.
Важно также отметить, что сербы категорически не готовы вступать в НАТО, которое бомбило их в 1999 году. При этом Белград сохраняет тесные связи с Москвой — дружеские в политике и взаимовыгодные в экономике. Это нужно ему для балансирования в мире единой Европы, не особо дружественном, с точки зрения правящих сербских элит.
Однако и без ЕС Сербия обойтись не может. Это ее главный экономический партнер, и в Белграде понимают, что если не вступать в Евросоюз, то можно оказаться во враждебном окружении. Так что все правители Сербии после Слободана Милошевича четко констатировали, что стремятся в единую Европу. И сейчас у сербов есть все шансы сделать это одними из первых среди соседей, даже при нежелании входить одновременно и в НАТО.
Примерно в тех же краях есть еще одна страна, (причем куда более влиятельная и, вместе с тем, проблемная), которую уже два десятилетия держат на пороге ЕС, все обещая принять, но не доводя дело до конца. Речь, конечно, о Турции. Правда, в НАТО она при этом состоит и даже имеет в рамках Альянса вторую по численности армию после США.
Только вот членство Турции в НАТО вовсе не мешает Греции и Болгарии воспринимать соседнее государство как угрозу, особенно при его нынешнем руководителе Реджепе Эрдогане, про которого все чаще говорят, что он мечтает возродить былую славу Османской империи. Вот почему Афины и София не торопятся опустошать свои арсеналы и передавать Украине имеющуюся у них на вооружении технику советского образца, несмотря на все уговоры и даже требования Вашингтона и Брюсселя.
Пример Турции, которой как раз на днях Европарламент сообщил, что она по-прежнему не удовлетворяет стандартам ЕС, показывает, что у таких больших стран практически нет шансов войти в Евросоюз, даже при имеющемся членстве в НАТО. А тем более — если они, как Украина, туда не входят и явно не получат такой возможности в ближайшие годы.
Так что Евросоюз, безусловно, будет в ближайшее время, расширяться. Но отнюдь не на Восток, а скорее на юго-восток — на Балканы. Вступлению пяти находящихся там стран (плюс Сербия в уме) Берлином и Брюсселем фактически дан зеленый свет. И, скорее всего, это будет подтверждено на июньском саммите ЕС.