Posted 1 июня 2022, 15:27
Published 1 июня 2022, 15:27
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
В последнюю неделю украинские СМИ начали на удивление активно продвигать идею британского премьера Бориса Джонсона о создании некой политической и военной организации, альтернативной ЕС, куда изначально будет включена Украина.
По предварительным наброскам, в такой «новый Евросоюз» могут войти страны, которые разочарованы слишком умеренной политикой Брюсселя: Великобритания, Польша, Украина, Прибалтика, очень вероятно — Словакия и Чехия, а позже — Турция. Этот союз будет действовать в экономической, политической и военной плоскостях. Ну и понятно, что за таким образованием с самого начала будет маячить мощный союзник в лице Великобритании — США.
Как пишут зарубежные СМИ (в частности, газета Corriere Della Sera), эту идею британский премьер впервые представил Владимиру Зеленскому во время их встречи в Киеве 9 апреля. Главное отличие нового европейского содружества от Европейского Союза в том, что это будет союз государств, ревностно относящихся к своей независимости, либеральных в экономике и достаточно нетерпимо относящихся к России. Что не вписывается в мерки ЕС, где страны должны поступаться значительной долей своего суверенитета, а также выстраивать квазисоциалистическую экономику не по своим собственным, а по общеевропейским правилам.
Официальный Киев поначалу не принял, но и не отверг идею Британии. Для Украины, конечно, предпочтительнее просто вступить в ЕС, чем ввязываться в авантюру с созданием нового союза. Тем более, что в начале «военной операции» европейцы сгоряча наобещали Киеву много всего, включая быстрое вступление в Евросоюз. Но потом — остыли. Как выяснилось, «старая Европа» совсем не горит желанием принимать к себе совсем небогатую страну, в которой, к тому же, идут военные действия. Ну, и еще больше ссориться с Москвой из-за этого в европейских столицах тоже не хотят. Например, Германия откровенно тормозит поставки в Украину оружия и введение санкций против РФ. А государственный секретарь по европейским делам МИД Франции Клеман Бон в своем выступлении и вовсе спрогнозировал вступление Украины в ЕС только через 15-20 лет. (Что вызвало в Киеве волну негодования.)
Теперь руководство Украины ждет 23 июня, когда на европейском саммите лидерам 27 стран ЕС будет предложено решить, предоставлять ли Украине статус кандидата, чтобы официально начать переговоры о вступлении в Евросоюз. Но даже с кандидатством могут возникнуть проблемы: такое быстрое предоставление «почетного звания» для Украины вызовет протесты Албании и Северной Македонии, которые уже много лет ждут аналогичного статуса.
В итоге, очень вероятно, лидеры стран-членов ЕС могут ограничиться туманными заявлениями о «европейской перспективе» Киева. В европейской дипломатии это называется «Салоникская формула». Вот только Украине сейчас не до подобных формул и долгих процедур. Так что, очень вероятно, получив подобный завуалированный отказ, Киев начнет всерьез рассматривать предложение Британии.
Здесь принципиально важен еще военный фактор. Украина прямо сейчас хочет получить оружие, боеприпасы и деньги. Так что дружить она будет с теми, кто ей все это предоставляет. А по оценкам Арианны Антезза из Кильского института мировой экономики, начиная с 24 февраля, один только Лондон оказал Киеву экономическую и военную помощь в размере большем, чем весь Евросоюз. А Польша помогла Украине больше, чем Германия, Франция и Италия вместе взятые. Страны Прибалтики также очень сильно опустошили свои арсеналы в пользу Украины. Чехия прислала танки и БМП. А побывавшая на днях в Киеве президент Словакии Зузана Чапутова сообщила о передаче Украине систем ПВО С-300 и тяжелых самоходных гаубиц Zuzana 2.
Владимир Зеленский, в свою очередь, озвучил свой план — освобождение всей территории Украины. Понятно, что такой подход лишь увеличивает выявившиеся ранее политические трещины в Европе. По мнению украинцев, мир после 24 февраля необратимо изменился, а новая реальность нуждается в новых объединениях. Новые вызовы (и это не только военные конфликты в Восточной Европе) требуют новых подходов к противодействию существующим угрозам. Так что тут зерно в виде инициативы Бориса Джонсона вполне может упасть на благодатную почву.
Правда, остается открытым вопрос: насколько Польша или страны Балтии, или Чехия со Словакией готовы «скомпрометировать» свои отношения с Брюсселем? И не произойдет ли из-за Украины новый раскол Европы на «старую» и «новую»? И не это ли является реальной целью Лондона, а может — и Анкары?
Кирилл Карасев, Киев