Posted 30 мая 2022, 13:23
Published 30 мая 2022, 13:23
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Единства в поддержке Украины, которое наблюдалось среди европейских стран в конце февраля — начале марта, уже, похоже, нет. В течение практически всего последнего месяца между странами Евросоюза шла торговля вокруг нового, шестого пакета санкций. Изначально европейские радикалы, с подачи, кстати, украинского руководства, добивались ни много ни мало полного отказа от российских энергоносителей. И уже казалось, что они близки к цели. Ведь до этого очень быстро удалось договориться про отказ от российского угля.
Правда, в ЕС не так много угля и потреблялось, а рост закупок был больше связан как раз со скачками цен на газ и нефть, которые заметно выросли с 2021 года. Так что отказаться от покупки российского угля смогли даже страны, которые традиционно привыкли его покупать. В конце концов, много где в Европе все еще есть свои, пусть законсервированные, угольные шахты и, при большой нужде, там можно возобновить добычу.
Затем такими же ударными темпами целый ряд стран ЕС, у которых заканчивались долгосрочные контракты на поставки природного газа, отказались переходить на предложенную Москвой «рублевую» схему оплаты. Речь идет об открытии счета в «Газпромбанке», который затем сам конвертирует полученную валюту в рубли, которые и передает, в конечном итоге, «Газпрому».
В итоге без российского газа формально остались Болгария, Финляндия и Польша. Правда, последняя сразу начала получать все тот же российский по происхождению газ из Германии. Он поступает туда реверсом через газопровод «Ямал-Европа», который больше не качает топливо с российской стороны, а его польский участок даже попал под российские санкции.
Впрочем, и о запрете на поставки газа из России в целом сейчас всерьез никто не говорит. Обходиться без него твердо решили пока лишь государства Балтии. Но на этом процесс застопорился. Разве что австрийские власти пригрозили пойти по пути немцев и, по сути, национализировать газпромовские подземные газохранилища, если Россия не начнет их в стабильном режиме наполнять. При этом та же Австрия, а с ней Венгрия и Германия четко заявили, что в ближайшие годы от российского газа отказаться не смогут, да и не собираются.
И вот тут встал вопрос про нефть. Можно было бы избавиться от ее поставок из России, сказали европейцы, но только если все страны примут такое решение вместе. Схему сломала Венгрия, которой руководит старый друг Владимира Путина Виктор Орбан. Будапешт объявил, что от российской нефти отказаться не сможет ни при каких обстоятельствах. Венгрия, как и Словакия с Чехией, получает практически всю необходимую нефть только по нефтепроводу «Дружба», идущему из России, и ей нечем эти поставки заменить.
При этом Венгрия является важной европейской «страной-бензоколонкой». Это крупнейший в Центральной Европе переработчик нефти в автомобильное топливо — и терять эту роль венгры также не хотят.
Некоторые эксперты сейчас говорят, что в провале нефтяного эмбарго заметную роль сыграло и изменение общего настроения западных элит. С конца февраля они были настроены предельно жестко по отношению к России. Но сейчас все чаще звучат предложения начать «договариваться с Кремлем» и «не загонять российские власти совсем уж в угол». Самым ярким выразителем этой точки зрения оказался экс-госсекретарь США, легендарный дипломат времен «холодной войны» Генри Киссинджер (об этом он заговорил на форуме в Давосе, что незамедлительно вызвало резкую реакцию Киева).
И действительно, многие в ЕС сейчас отмечают тенденцию «рутинизации конфликта». Западные медиа и общественное мнение за три месяца устали от новостей про Украину и уровень давления на национальные правительства с требованиями ее поддержки падает. Вследствие этого снижается и мотивация евробюрократов. Они традиционно были настроены на то, чтобы защищать национальные экономики, а все конфликты решать путем переговоров, и сейчас явно пытаются снова запустить эту схему. Ведь вряд ли случайно, помимо французского президента Эммануэля Макрона, разговаривать с Владимиром Путиным о возможных путях прекращения военного конфликта начал федеральный канцлер Германии Олаф Шольц.
Впрочем, вполне возможно, что если конфликт погасить не получится, то санкционная машина постепенно снова начнет набирать обороты. И тогда уже вряд ли в ближайшие месяцы кто-то на Западе будет всерьез пытаться договориться с Кремлем. Вот тогда в ход и будет запущен пусть не мгновенный, но долгосрочный механизм избавления ЕС от российских энергоносителей.