Posted 28 мая 2022, 07:15
Published 28 мая 2022, 07:15
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
Не сказать, что неожиданно, но плохой вариант сценария (хотя он мог бы быть еще хуже по «формулировкам») для руководства Русской православной церкви, реализовался: 95% участников Собора Украинской православной церкви Московского патриархата (официально в ее названии последние два слова не упоминаются) проголосовали накануне за отделение от РПЦ. Также они осудили «военную операцию» и позицию российского священства по отношению к ней и призвали к мирным переговорам между Россией и Украиной.
Вообще, за последнее время позиции Украинской православной церкви пострадали больше, чем за все время, начиная с 2014 года. И даже те православные верующие, которые, принадлежа к УПЦ МП, старались максимально дистанцироваться от политики, начали задавать вопросы своим священникам. Я сам прихожанин именно УПЦ, потому вижу ситуацию изнутри: давление в приходах «московской церкви» с требованием разорвать отношения с РПЦ стало сильнее.
В результате за три месяца спецоперации из подчинения УПЦ в Православную церковь Украины перешли примерно 400 религиозных общин, 120 клириков и два монастыря. Слово «примерно» тут употреблено не случайно: ежедневно сообщается о собраниях общин и их решениях выйти из подчинения «Москве». В результате теперь общее количество общин ПЦУ составляет примерно 7600, а клириков — около 4900.
Неудивительно, что получившая автокефалию в январе 2019-го Православная церковь Украины перешла в «наступление». 23 мая на заседании ее Священного синода было принято решение создать организацию «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь)», а также просить правительство передать одно из зданий этой Лавры ПЦУ.
Юридически тут все верно: самые крупные и исторически значимые церковные сооружения в Украине принадлежат государству как памятники истории и культуры, а уже государство предоставляет их в пользование той или иной религиозной общине. Две из четырех Лавр РПЦ находились (и находятся) на Украине — Киево-Печерская и Почаевская. Все их здания тоже принадлежат государству.
Ранее в Верховную раду несколькими депутатами был внесен законопроект о полном запрете УПЦ МП на территории Украины, что (на волне все того же патриотизма) поддерживают очень многие. Однако в администрации Владимира Зеленского на эту инициативу ответили словами: «Сейчас не время открывать еще один фронт». В такой ситуации передача ПЦУ «кусочка» главной православной святыни действительно выглядит компромиссом.
Вообще же поведение Украинской православной церкви до пятницы выглядело довольно странным. Еще 24 февраля ее предстоятель, митрополит Онуфрий выступил с осуждением действий российской власти, а во многих церквях УПЦ МП в ходе литургий перестали поминать патриарха Кирилла (это сделали в 16 епархиях из 53). Но затем церковь замолчала.
Только 13 мая Священный синод УПЦ МП выпустил заявление, в котором назвал поводом для действий России религиозную политику Петра Порошенко и идеологию Православной церкви Украины. Причем обращение было выпущено не из-за военной операции, а потому что в Верховную раду был подан законопроект о запрете УПЦ МП — это синод посчитал «беззаконием» и «национальным самоубийством».
Это заявление вызвало резкое недовольство части прихожан «московской церкви», после чего митрополит Онуфрий созвал на 27 мая в Феофании, возле Киева, собрание епископов, духовенства, монашества и мирян, чтобы обсудить судьбу УПЦ. Там расположен монастырь, где он проводит больше времени, чем в Киево-Печерской лавре.
Один из монахов этого монастыря накануне собрания в беседе со мной сказал: «Отвечая на замечание, что, дескать, это „собрание“ не имеет никакого канонического статуса, скажу, что для меня, как и для многих жителей Украины, собрание духовенства, монахов и верующих — самый что ни на есть Поместный Собор УПЦ. Не вижу никакой разницы! И на этом собрании мы настроены обсудить возможность независимости УПЦ МП и начало движения от Москвы».
Часть западноукраинских епархий уже давно говорили о таком пути, открыто об этом перед собранием объявили даже в восточной Сумской епархии, сильно пострадавшей от военных действий. «Поддерживаю необходимость отделения от Русской православной церкви и Московского патриархата путем обретения Украинской православной церковью канонической автокефалии», — именно за такой путь проголосовали 65% клириков.
В противоположность таким епархиям, как Сумская, многие на Украине выступили против автокефалии. В частности, Запорожская епархия резко осудила какие-либо движения в эту сторону. Также против ухода от Москвы выступили влиятельные на Украине монастыри Одесской области. Стало очевидно: в УПЦ МП назревает новый раскол.
Митрополит Онуфрий перед собранием дал указание архиереям предоставить ему письма, в которых он приказал изложить собственную (!) точку зрения и собственное (!) видение дальнейшей судьбы УПЦ МП как религиозной организации. Речь велась о целесообразности или нецелесообразности сохранения административного единства с Московским патриархатом, а также, о вероятности объединения УПЦ МП с ПЦУ, или обращении во Вселенский патриархат с просьбой содействовать в разрешении ситуации в украинском православии. Для такой авторитарной структуры подобная практика совершенно беспрецедентна.
Тут, конечно, возникает вопрос: если клирики и прихожане УПЦ МП так хотят «уйти от Москвы», то почему бы им просто не присоединиться к Православной церкви Украины? На самом деле, они этого не хотят. В разговорах со священниками я часто поднимал этот вопрос, и каждый раз слышал примерно такое: «У нас слишком сильные богословские расхождения».
Кроме того, масса прихожан тоже неоднородна. Те приходы, где было единодушие, уже сами перешли в подчинение ПЦУ. В остальных же его нет. Один из священников прямо сказал автору этих строк: «Я свою паству знаю. Вот у этой семьи отец и муж воюют, они полностью за Украину. А вон те двое — наоборот, хотя, конечно, сейчас и держат языки за зубами. Но единогласно за переход в ПЦУ наши прихожане не проголосуют».
В общем, интрига быстро нарастала, пока епископы, священнослужители и миряне УПЦ МП 27 мая не собрались на «совещание». Мероприятие закончилось достаточно быстро: митрополит Онуфрий объявил о созыве Архиерейского собора в тот же день, после экстренного заседания Священного синода, и уже Собор принял действительно громкое заявление.
В нем, в частности, говорится: «Собор осуждает войну как нарушение Божьей заповеди „Не убий!“ и выражает соболезнование всем, кто пострадал. Собор обращается к властям РФ с просьбой продолжать переговорный процесс и поиск сильного и разумного слова, которое смогло бы остановить кровопролитие», а также выражвется несогласие с позицией патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но главное: «Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской православной церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской православной церкви».
Архиепископ Иона Черепанов, наместник в Ионинском монастыре Киева, так пояснил произошедшее: «По изменениям в Уставе УПЦ — полная самостоятельность, причем не самочинная, а основанная на Томосе 1990 года. Блаженнейший поминает Диптих Предстоятелей, архиереи — только Блаженнейшего. Миро варится в Киеве. 95% Собора — за эти изменения».
Собор также предложил Православной церкви Украины возобновить диалог для преодоления раскола и восстановления единства. Но выдвинул ряд условий. В частности, в УПЦ МП (то есть теперь не МП) требуют от ПЦУ «прекратить силовые захваты храмов и принудительные переводы приходов УПЦ». Также Собор считает, что канонический статус ПЦУ «является фактически неавтокефальным». Но этот вопрос в церкви готовы урегулировать. (Представитель ПЦУ Евстратий Зоря уже заявил, что Православная церковь Украины не согласна на диалог с УПЦ.)
Украинские СМИ поспешили сообщить, что УПЦ, дескать, провозгласила автокефалию. После чего руководство церкви начало оправдываться. Глава Синодального информационно-просветительского отдела митрополит Климент заявил, что Украинская православная церковь не разрывает отношения с РПЦ. По его словам, статус независимой и самоуправляемой УПЦ имеет уже почти 30 лет. «Просто собор еще раз подчеркнул этот статус, — сказал он. — А духовное единство мы продолжаем поддерживать не только с РПЦ, но и другими православными церквями». Действительно, с точки зрения церковного права то, что собор принял дополнения и изменения в устав, не противоречит и ее нынешнему статусу. Ведь независимость и самостоятельность в управлении УПЦ была ей предоставлена еще определением Архиерейского Собора РПЦ в октябре 1990 года.
Судя по всему, в ближайшие дни в Украинской православной церкви будут пытаться понять «что это было». Точно можно сказать, что одни клирики и прихожане восприняли решение Собора как реальный уход из-под власти Московского патриархата. Это те, кто связывает свое будущее с «независимой Украиной» и желают ей победы в нынешнем противостоянии с РФ. Другие считают, что это был просто способ «выпустить пар», и реального разрыва с РПЦ не произойдет. Как окажется на самом деле — станет ясно на протяжении ближайшего года.
Кирилл Карасев, Киев