Posted 26 мая 2022, 12:51
Published 26 мая 2022, 12:51
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
На фоне происходящего на Украине все как-то подзабыли про Сирию, а между тем военно-политические процессы там развиваются также весьма бурно.
Накануне Госдепартамент США заявил, что выступает против возможной новой операции Турции в этой стране. В заявлении американского внешнеполитического ведомства сказано, что Белый дом «крайне обеспокоен возможными военными действиями на севере Сирии».
Перед этим президент Турции Реджеп Эрдоган после заседания кабинета министров заявил о новой военной операции против курдов, теперь уже на севере Сирии. Ее цель — создание 30-километровой зоны безопасности вдоль общей границы. Заметим, что ранее министр обороны Турецкой республики Хулуси Акар прибыл на турецко-сирийскую границу, а Турция анонсировала очередную военную операцию на границе с Сирией. Ее сроки и масштаб не озвучиваются.
Вопрос в целом состоит в том, как российская военная операция на Украине уже повлияла и будет влиять в дальнейшем на позиции основных игроков в ближневосточном регионе — Турции, Ирана, Израиля. А также самой России, поскольку в СМИ все чаще появляются предположения, что ее военное присутствие в Сирии может сократиться из-за вывода части войск.
Природа не терпит пустоты, а тем более природа политическая. Поэтому пусть даже частичный уход России автоматически усилит позиции Ирана, воюющего в Сирии по преимуществу руками прокси — подконтрольной ему ливанской группировки «Хезболла».
Что касается Турции, то она расширяет свое влияние не только в Сирии, но и в Ираке, где Анкара уже провела военную операцию против местных курдов. И вот сейчас турки готовят «вторую серию» — против курдов на севере Сирии.
«Понятно, что Турция будет сейчас поддавливать. Российские войска, ВКС и обслуживающие их части там сокращаются, и это тоже очевидно», — отметил в комментарии для «Росбалта» руководитель Центра Европа-Ближний Восток Института Европы РАН Александр Шумилин.
В то же время, по его словам, «прямой угрозы для президента Сирии Башара Асада пока нет, стороны действуют в рамках прежних моделей». «Все взоры направлены на Украину, и в Сирии сейчас полный баланс», — говорит эксперт.
Еще одна региональная держава — Израиль, по выражению Шумилина, «сейчас больше с Россией тявкается, но в меру». Речь идет о том, что израильская авиация продолжает наносить авиаудары по сирийской территории.
Вместе с тем, правительство Нафтали Беннета продолжает осторожную политику в адрес Москвы. Как стало известно в четверг, Израиль запретил поставлять Украине противотанковые ракеты, произведенные в Германии по израильской лицензии. Не помогла даже просьба со стороны США — министр обороны Израиля Амир Эшель отклонил ее, заявив, что его страна «будет поставлять Украине только нелетальное военное оборудование».
Объясняется такая позиция тем, что поставка Украине противотанковых ракет «может привести к тому, что Россия нанесет ущерб интересам безопасности Израиля в Сирии».
Востоковед Владимир Сажин в разговоре с корреспондентом «Росбалта» дал такую характеристику обстановки, сложившейся в регионе: «можно сделать выводы, что позиции Ирана и в какой-то мере Турции там усиливаются и наступает момент обострения противостояния этих государств, поскольку их интересы в Сирии несколько отличаются».
По мнению эксперта, «присутствие там России несколько сглаживало противоречия между этими государствами». Возможный уход оттуда РФ «очень волнует Израиль, поскольку усиление Ирана в Сирии совершенно не в интересах еврейского государства».
«Напряжение в Сирии будет возрастать, — прогнозирует Сажин. — В том числе, это будет происходить потому, что американцам сейчас не до Сирии». При этом, по его словам, Соединенные Штаты все же весьма волнуют действия Анкары против сирийских курдов и поэтому они хотят, чтобы Турция «сбавила обороты этой своей операции».
Александр Желенин