Posted 13 мая 2022, 13:41

Published 13 мая 2022, 13:41

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

В Казахстане «стирают» Назарбаева

13 мая 2022, 13:41
Первого президента РК лишат статуса основателя государства и привилегий. Станет ли он «простым пенсионером», и какое дело до этого России?

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, затеявший кардинальную конституционную реформу, назначил референдум по соответствующей теме на 5 июня текущего года. Всего в проект нового Основного закона власти внесли, а парламент одобрил 56 поправок к 33 статьям.

Как уже писал «Росбалт», планируется, по словам Токаева, «комплексная трансформация всей государственной модели», в частности, окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством.

Также в новой редакции конституции «закреплен равноудаленный статус президента от всех политических партий и движений»; близким родственникам главы государства запретят занимать политические или руководящие должности в «квазигосударственном секторе»; смертную казнь отменят; депутаты парламента будут избираться по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, и т. д.

Но, что самое интересное, будоражащее умы и эмоции казахов, из Основного закона, как оказалось, исключается статья о статусе и полномочиях первого президента РК Нурсултана Назарбаева; формулировка о неизменности его статуса как лидера нации (Елбасы) и «основателя независимого Казахстана». То есть Нурсултан Абишевич, правивший страной в течение 30 лет ее независимости, лишается каких-либо упоминаний в Конституции. Между тем закон о первом президенте гарантировал ему иммунитет от преследования, неприкосновенность его имущества и активов членов семьи; предусматривал ряд привилегий и финансирование из бюджета его канцелярии.

В общем, Назарбаев, казавшийся непотопляемым, постепенно, после транзита власти к его ставленнику Токаеву (а он ее легко получил в 2019 году, однако далеко не в полном объеме), стал лишаться всех своих привилегий и регалий. Как видно, ситуация назревала постепенно, и теневое управление Елбасы страной породило серьезный конфликт интересов: в январе в Казахстане место имели беспрецедентные, по своим масштабам и уровню насилия, массовые протесты с гибелью более 200 человек.

В ситуацию, по просьбе Токаева, вмешались, хоть и на короткий срок, миротворцы ОДКБ — фактически, России, за что президента одни ругали (дескать, теперь они уже никогда не уйдут), другие — хвалили. Но переворот не удался. О России, в контексте отношений с Казахстаном, еще будет сказано ниже.

Далее. Нурсултан Абишевич был отстранен от руководства правящей партией «Нур Отан», лишен пожизненного председательства в Ассамблее народов Казахстана. Его родня тоже слетела с иерархической верхушки, потеряв к тому же часть бизнеса, а многие приближенные к Елбасы лица очутились за решеткой.

На какое-то время Назарбаев исчез из публичной жизни, но потом стал появляться то там, то тут, однако он никак не комментирует события, имеющие место в Казахстане, в том числе, связанные с ним лично и его семьей. Ведет жизнь «простого пенсионера», как и «намеревался»? Вряд ли. Разве что из инстинкта самосохранения, который, вероятно, отказал ему после того, как власть частично перешла к избранному президенту Токаеву. Ведь многие эксперты сходятся во мнении, что к январской попытке государственного переворота Нурсултан Абишевич и его клан имели прямое отношение. Впрочем, это еще не вполне понятная и довольно темная история.

Но после неудавшейся попытки госпереворота Токаев все же проявил, на словах, великодушие: «Нельзя предавать забвению вклад и усилия Нурсултана Абишевича Назарбаева за все эти 30 лет. Это было бы неуважением к истории. Нурсултан Назарбаев заложил основы нашей государственности, внес большой вклад в укрепление страны».

Что касается собственно референдума, преподнесенного Токаевым как «демонстрация нашей твердой приверженности демократическим принципам», возможность участия каждого гражданина в «историческом событии, которое определит будущее Казахстана». Ведь, как утверждает президент, принятие новой редакции Конституции равносильно «переходу ко Второй Республике».

Проект Основного закона, несмотря на его демократическую направленность, вряд ли покончит с авторитаризмом в Казахстане, да и об этом здесь не слишком задумываются, поскольку на реальную демократию не надеются. Для многих сейчас гораздо важнее, что под правлением Назарбаева и приближенных к нему грызущихся кланов внешне подведена черта. Люди больше спорят об «интригующем» — следует ли закреплять за ним статус в Конституции как основателя независимого Казахстана. В социальных сетях даже была запущена петиция вообще против какого-либо упоминания Елбасы в Основном законе.

Как сказал госсекретарь РК Ерлан Карин, «историческая роль первого президента общеизвестна, и отдельного закрепления в Конституции не требует». А спикер сената Маулен Ашимбаев добавил, что население республики против внесения в Основной закон специальной статьи, посвященной первому президенту. Так что «пожелания граждан» учтены.

Здесь же заметим, что в позапрошлом году по «пожеланию трудящихся» (разумеется, сомнительному) имя Назарбаева было «увековечено» в очередной раз — переименованием казахской столицы в Нур-Султан. Вообще, прикрываться такими «пожеланиями» — практика не новая, особенно распространенная в советское время, пролетевшее, в историческом срезе, довольно быстро. Но за ней последовала новая волна переименований: опять же по той самой «просьбе».

Словом, Назарбаева сейчас «стирают ластиком» отовсюду, куда доходит рука и «воля народа». А референдум — что ж, в заданных условиях (исторических и географических) — видится всего лишь фикцией, демонстрацией учета общественного мнения, его влияния на государственные дела: для внутреннего и внешнего потребления. Хотя для последнего, «в случае чего», это ничего не значит. Но у референдума есть и другая, главная нагрузка — полная легитимация власти Токаева, выражение доверия лично ему и проводимому им политическому курсу.

Как видим, Казахстан избавляется от культа личности Назарбаева, исключительных прав для него и его семьи. Тут возникает вопрос: а как насчет нормы, в соответствии с которой закон обратной силы не имеет. Ведь в 2013 году в Конституционный закон «О первом президенте Республики Казахстан — Лидере Нации» была внесена следующая запись: «Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности первому президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации и совместно проживающим с ним членам его семьи, … на используемые ими жилые и служебные помещения, служебный транспорт, средства связи, переписку, принадлежащие им документы».

Принцип неприкосновенности, по этому закону также распространяется на имущество, принадлежащее фонду первого президента: «На него не могут быть наложены какие бы то ни было ограничения». Не означает ли это, что бой все же грянет?

Вопрос второй: пусто место не бывает. Токаев не станет навязывать себя в качестве пожизненного лидера нации и устанавливать памятники самому себе, однако от клановости в местной политике и бизнесе избавится вряд ли: соответствующая традиция в этой восточной стране не искоренится новой Конституцией, развенчиванием культа личности первого президента, семья и ближайшее окружение которого, не исключено, желают взять реванш: ведь речь идет не только о власти, но и о значительной собственности и больших деньгах, в том числе, за пределами Казахстана.

Ну и третье: как упрочение власти Токаева отразится на внешней политике страны, что в имеющихся геополитических реалиях является вопросом едва ли не первого порядка? Ведь Назарбаев, будучи главой вполне независимого государства, поддерживал хоть и несколько противоречивые, но все же партнерские отношения с Москвой, Западом, исламским миром. Он считается чуть ли не основателем Евразийского экономического союза, хотя его «локомотивом» виделась Россия.

Пока похоже на то, что резкого крена от Москвы не будет, хотя настороженность в отношении нее в Нур-Султане просматривается по понятным причинам — Украина, санкции и т. д. При этом упрочняются отношения с Турцией, и примерно на том же уровне остается уровень взаимодействия с Западом, который, впрочем, будет во многом зависеть от степени «токсичности» Москвы в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Но пока, несмотря на активно муссируемую информацию, в соответствии с которой Казахстан намерен покинуть ЕАЭС, реальных шагов в этом направлении не видно: власти энергично опровергли эти «слухи».

Ирина Джорбенадзе

Подпишитесь