Posted 6 апреля 2022, 13:25
Published 6 апреля 2022, 13:25
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Лишь несколько стран ЕС и те, что «около Европы», публично отказались присоединяться к антироссийским санкциям. Несколько неожиданно в их числе оказалась и Молдавия, которая до сих пор позиционировала себя как полностью проевропейская, ориентированная на вступление в ЕС страна. Но 2 апреля президент Молдовы Майя Санду заявила, что Кишинев не стал (и не станет в дальнейшем) вводить санкции против РФ, поскольку страна полностью зависима от России в сфере энергетики. К тому же, по ее словам, военные действия на Украине уже и так ударили по экономике республики.
«Когда мы говорим о санкциях в целом, не вдаваясь в детали, это очень поверхностный подход. Давайте обсудим, что могут означать санкции по экспорту и импорту: у нас и так нет доступа ни на украинский рынок, ни на российский и белорусский», — отметила Санду, пояснив, что из-за ситуации на Украине «экспорт и импорт с этими странами заблокированы».
Далее она напомнила об энергетической зависимости Молдавии от России, также признав, что решения этой проблемы пока нет: «Можем ли мы сегодня оставить страну без природного газа и электричества? Нет, мы не можем. Ни ради наших граждан, ни ради 100 тысяч украинских беженцев, 50 тысяч из которых дети».
Не обошлось и без упоминаний Европы: по словам президента Молдавии, у ее страны есть «полная поддержка западных партнеров», которые будут пытаться помочь Кишиневу найти альтернативные варианты по обеспечению энергоресурсами. Однако понятно (хотя и не было сказано прямо), что для европейцев сейчас организация альтернативного энергообеспечения Молдавии явно не будет приоритетом.
«Но есть определенные вещи, которые мы должны обеспечить для наших граждан. Оставив страну без энергоресурсов и дестабилизировав ситуацию здесь, мы не поможем никому: ни Молдове, ни Украине, ни нашим партнерам на Западе», — так завершила свое выступление Майя Санду.
Что интересно, на Украине к такой позиции Кишинева отнеслись очень спокойно. Хотя официальный Киев всячески «полощет» за аналогичное поведение соседнюю Венгрию. Нет, ну конечно, в Киеве тоже были «горячие головы», которые предлагали нанести превентивный удар по Приднестровью, а может даже и забрать его у Молдавии. Однако эта позиция даже близко не имела ничего общего с официальной.
Были на Украине «политические аналитики», которые считали (а некоторые и считают до сих пор), что сейчас якобы удачный момент, чтобы Германия вернула себе Калининград, Япония — острова Курильской гряды, Грузия — Абхазию и Южную Осетию, а Молдавия — Приднестровье. Дескать, Россия сейчас так увязла на Украине, что не сможет ничего этому противопоставить. Однако более трезво мыслящие понимают, что у Кишинева сейчас нет ни сил, ни желания даже попытаться решить приднестровскую проблему. А эффективность санкций, которые ввел бы Кишинев против России, все равно оказалась бы равна нулю. А вот для самой Молдавии санкции аукнулись бы существенным ухудшением экономической ситуации (под угрозой, как минимум, поставки газа и электроэнергии) и, соответственно, к росту активности пророссийских сил. Чего не нужно ни Кишиневу, ни Киеву, ни Брюсселю.
Украинские власти отлично понимают, что даже отказавшись «вписаться за санкции», Майя Санду и ее партия в стратегическом плане остаются идеологическими союзниками Киева и ЕС. И это намного лучше для официального Киева, чем пребывание у власти тамошних социалистов, откровенно поддерживающих Россию.
Отдельная тема — Приднестровье, где расположены российские военные и откуда теоретически возможен «поход» в направлении Одессы. Сейчас в Киеве заявляют, что превентивный украинский удар по Приднестровью возможен только в случае активных действий со стороны российского контингента и/или вооруженных формирований Приднестровья. Причем тут уже украинская сторона апеллирует к международному праву. В противном случае это получится удар по территории суверенного государства Молдавия, которое само об этом не просило. Ведь с этой точки зрения Приднестровский регион является частью Республики Молдова. И, что очень немаловажно, значительная часть военнослужащих армии непризнанной Приднестровской молдавской республики официально имеет молдавское гражданство.
Присоединять Приднестровье к Украине в Киеве тем более никто не намерен — население этой территории многие украинцы воспринимают как «кондово-совковое». К тому же ПМР — это еще и экономическая «серая зона», существование которой выгодно очень многим на Украине, прежде всего тем, кто занимается экспортом и импортом по не очень чистым схемам.
Тем не менее, вероятность возможной атаки со стороны Приднестровья непрерывно обсуждается на Украине с 24 февраля как элементе комбинированного наступления на Одессу с суши и моря. Хотя даже чисто технически наступать оттуда сложно. Насколько можно судить, железнодорожный мост на украино-молдавской границе — взорван, поэтому идти придется или путем форсирования Кучурганского водохранилища, либо через автомобильный переход Кучурган-Первомайск, а там — опять же мост, пока целый.
Напоследок надо отметить, что в последние дни украинские медиа начали странную игру. Они все чаще намекают, что после «поражения на Украине» российская военная группировка в Приднестровье может якобы получить задачу оперативно взять Кишинев. И, по оценкам украинских экспертов, которые звучат, много времени у россиян это не займет. Слышат ли эти «предупреждения» соседи и пугают ли они их всерьез?
Вячеслав Гордиенко