Posted 1 апреля 2022, 04:41
Published 1 апреля 2022, 04:41
Modified 5 февраля 2024, 07:08
Updated 5 февраля 2024, 07:08
Все последние недели на Украине озвучивались прогнозы, что белорусские войска вот-вот вступят в спецоперацию. На стороне РФ, разумеется. В украинских СМИ и соцсетях «разгонялась» информация: вот, якобы белорусские войска перешли границу; вот, движутся колоннами; вот, взяли в плен белорусского офицера; обозначение белорусской техники — белый круг, нет — красный квадрат; белорусские войска присоединятся к российской военной операции 21 марта, нет — 23 марта (это все фрагменты реальных сообщений). Но обошлось. Ни один белорусский солдат так и не переступил границу Украины.
Наконец, 29 марта, советник Офиса президента Украины Алексей Арестович (главный спикер в освещении конфликта с украинской стороны) заявил, что «вероятность вступления Беларуси в войну очень невысокая». Арестович не удержался о того, чтобы не потроллить Лукашенко, вместо того, чтобы его «похвалить»: дескать, у «батьки» есть данные, что белорусские военные на Украину категорически «не хотят» заходить, а потому он на это и не решился.
Генштаб ВСУ «обидел» Лукашенко еще больше, заявив, что предоставление на своей территории ВС РФ мест для размещения сил и средств «можно приравнять к российской агрессии». И это вместо «спасибо».
А 31 марта украинская разведка зачем-то напрямую обратилась «к белорусскому народу и армии», призвав их отказаться от участия в спецоперации, добавив, что располагает «полными персональными данными всех военнослужащих, а также их родственников, из состава подразделений вооруженных сил Беларуси». И действительно, в последнее время белорусские военные получают звонки (с белорусских номеров). Очень вежливые собеседники обращаются по имени-отчеству и воинскому званию, точно указывают воинскую часть, подразделение и текущее местоположение адресата, а далее «объясняют», что идти на украинскую территорию не стоит.
Вообще-то Лукашенко ранее и сам неоднократно заявлял, что Беларусь не собирается воевать с Украиной, а все разговоры об этом — попытка втянуть его страну в кофликт. В частности, об этом он сказал в интервью японскому телеканалу TBS: дескать, в боевые действия Белоруссию можно втянуть только одним способом — начав против нее агрессию. Да, «батька» провел целую череду военных учений: то танки по полигонам гонял, то бензовозы через всю страну колоннами водил, «отрабатывая логистику снабжения», то десантники проводили «боевое слаживание», стреляя из всего, что имеют, но не более того.
Последняя фишка — «рельсовая война». Белорусские телеграм-каналы (в том числе те, которые «дирижируются» спецслужбами РБ) сообщали о череде диверсий на железных дорогах. Мол, неизвестные экстремисты массово разбивают и сжигают релейные шкафы, из-за чего поездам приходится идти со скоростью 10-12 км/ч, а два поезда с военной техникой вообще сошли с рельс. И действительно, в Белоруссии массово начали задерживать железнодорожников. Только 30 марта в одном из провластных телеграм-каналов появились «покаянные видео» 38 человек. В постановлениях о задержании некоторых из них были указаны статьи «Измена родине», «Шпионаж», «Подготовка к акту терроризма» и «Акт терроризма».
Зная белорусские реалии, вполне можно предположить, что «дело железнодорожников» власти раздуют по максимуму, чтобы иметь еще одну уважительную причину, по которой не получается поучаствовать в спецоперации. Впрочем, как утверждает сам Лукашенко, президент РФ его об этом ни разу не просил. По его словам, основной задачей Беларуси сейчас является удержание западных рубежей на случай возможных провокаций со стороны Польши и Литвы.
Кстати, белорусы на Украине все же воюют. Только на другой стороне. 25 марта в состав ВСУ был официально «зачислен» добровольческий батальон имени Кастуся Калиновского. Он полностью укомплектован белорусами-добровольцами. Также белорусское подразделение есть в составе запрещенного в РФ «Азова».
Вячеслав Гордиенко