Posted 24 февраля 2022, 06:25
Published 24 февраля 2022, 06:25
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Наутро после признания Россией независимости Донецкой и Луганской республик президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал поистине смелый и рискованный шаг — стал первым главой иностранного государства, встретившимся с президентом РФ Владимиром Путиным и в течение четырех часов обсуждавшим с ним множество вопросов — от Украины до Карабаха. И, главное, подписавшим с РФ в столь смутное и проигрышное для нее, с точки зрения международной реакции на политику Кремля, время, Декларацию о союзничестве и взаимодействии.
Вряд ли с датой визита он просто «попался» — Алиев не мог не знать, как будут развиваться события вокруг Украины. Он, однако, не испугался мнения «коллективного Запада», его кулуарных и не кулуарных осуждений в свой адрес и, возможно, «кар» с напоминанием, насколько энергично азербайджанский лидер радел за территориальную целостность своей страны, да и в целом за непреложность соответствующего принципа.
Однако визит Алиева в Москву вовсе не означает, что Азербайджан поддерживает признание Россией независимости ДНР и ЛНР, равно как он не признал суверенитет Абхазии и Южной Осетии. И в этом вопросе Баку (впрочем, как и в других) единодушен с Турцией: президент последней Реджеп Тайип Эрдоган уже заявил, что «решение России неприемлемо», оно «противоречит Минским соглашениям и является явным нарушением политического единства, суверенитета и территориальной целостности Украины».
Но Алиев, несмотря на усиливающуюся «одиозность» России, сделал то, что было необходимо его стране: в декларации закреплены положения для обеспечения более прочного мира в Карабахе, обозначена и не игнорирована роль в нем России; открыты новые окна возможностей для гарантий безопасности Азербайджана и возвращенных ему оккупированных территорий.
Кроме того, декларация, некоторые пункты которой будут приведены ниже, подняла на более высокий уровень российско-азербайджанские отношения, усилила их нормативно-правовую базу, официально доведя ее до союзнического уровня. Собственно, де-факто он таким и был, и в этом плане напрашивается некоторая аналогия с взаимоотношениями Азербайджана с Турцией: она, как и Россия, способствовала победе Азербайджана в прошлогодней карабахской войне с вводом в конфликтную зону миротворцев РФ. Вот что означает умение Алиева дружить, если «дружба» вообще приложима к политике, одновременно с несколькими влиятельными государствами региона: ведь Иран тоже помог тем, что не мешал Азербайджану возвращать оккупированные армянами территории, хоть добрососедство Еревана и Тегерана сомнений не вызывает.
Итак, Декларация о союзническом взаимодействии России и Азербайджана подписана и, как сказал Путин, это стало возможным, в том числе, благодаря продвижению в вопросе карабахского урегулирования. Каково наполнение документа?
Он содержит 43 пункта и охватывает буквально все сферы деятельности. Наиболее важными видятся обязательства сторон строить отношения на основе взаимного уважения независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ двух стран, а также приверженности принципам невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, неприменения силы либо угрозы силой.
Отмечается, что Россия и Азербайджан проводят самостоятельную внешнюю политику, направленную на защиту своих национальных интересов; воздерживаются от любых действий, наносящих, по мнению одной из сторон, ущерб стратегическому партнерству и союзническим отношениям двух государств.
В одном из пунктов также сказано, что Азербайджан «высоко ценит посредническую роль Российской Федерации в полном прекращении огня и всех военных действий в регионе в ноябре 2020 года». И что обе страны и впредь будут всемерно содействовать усилиям по реализации заявлений президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении от 9/10 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года, которые послужили основой для укрепления стабильности и безопасности, разблокирования экономических и транспортных связей в регионе, нормализации отношений между АР и РА. Речь, понятно, идет о возвращении Азербайджану территорий, о чем еще будет сказано.
Также Россия и Азербайджан договорились «решительно пресекать на своих территориях деятельность организаций и лиц, направленную против государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности другой стороны», развивать двустороннее военно-политическое сотрудничество; углублять взаимодействие между вооруженными силами АР и РФ, включая проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки; развивать другие направления двустороннего военного сотрудничества.
В документе речь идет и о взаимодействии сторон в вопросах оснащения современным вооружением и военной техникой, их модернизации, организации совместного производства различной продукции военного назначения. А также «В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности Российская Федерация и Азербайджанская Республика могут рассмотреть возможность предоставления друг другу военной помощи на основании Устава ООН, отдельных международных договоров и с учетом существующих международно-правовых обязательств каждой из Сторон».
В продолжение этой темы небезынтересным видится обязательство Москвы и Баку воздерживаться от любых действий, в том числе, осуществляемых через третьи государства, направленных против друг друга. Стороны договорились объединить свои усилия в противодействии и нейтрализации угроз международного терроризма, экстремизма и сепаратизма, иных вызовов безопасности.
В документе также отражена весьма актуальная для современного мира энергетическая проблематика — Москва и Баку условились о тесном взаимодействии для стимулирования международного энергетического сотрудничества и укрепления глобальной энергобезопасности на равноправной и взаимовыгодной основе; углублении сотрудничества в топливно-энергетической сфере, в том числе в области разведки и разработки нефтегазовых месторождений, транспортировки энергоресурсов, включая задействование эффективных инфраструктурных проектов.
Заметим, что после второй карабахской войны на Южном Кавказе сложилась новая геополитическая реальность, чему сильно способствовала Россия не без выгоды для себя и расширения собственного влияния. Собственно, как и Турция, поэтому надо полагать, что «треугольник» со столь разными «сторонами» практически замкнулся.
По итогам переговоров с Алиевым президент России заявил о важности полного достижения всех договоренностей по плану урегулирования в Карабахе. По его словам, жизнь в регионе входит в мирное русло, и в свои дома вернулись более 50 тыс. беженцев.
Однако это не означает, что мир в регионе наступил бесповоротно. В Карабахе временно, сроком на пять лет, дислоцирован российский миротворческий контингент, который периодически критикуют в Баку на официальном и экспертном уровне. Так, в августе прошлого года Минобороны АР призвало российских военных «положить конец размещению вооруженных сил Армении на местах своей временной дислокации на территории Азербайджана». Кроме того, Баку озвучил свои претензии к миротворцам, пропустившим в регион иранские грузовики с топливом, которое может быть использовано армянами в военных целях. Думается, что и эта проблема была обсуждена Алиевым и Путиным в Москве. Равно как и полное восстановление транспортных коммуникаций в регионе.
Словом, без преувеличения, от статуса взаимоотношений России и Азербайджана зависит не только мир на Южном Кавказе, но и в близлежащих регионах. И пока стороны демонстрируют практически идеальный вариант взаимодействия с полным сохранением суверенитета каждой. А заодно «сигнализируют» о своем единстве тем, кто хотел бы расшатать внутриполитическую ситуацию в России и Азербайджане, а там и во всем регионе, включая Турцию. Сомнений в том, что Баку консультировался с Анкарой по поводу подписания союзнической декларации с РФ, быть, вероятно, не должно.
Но подписание документа не должно стать сигналом тревоги для Армении, которой логичнее смириться с мыслью, что горячая фаза карабахского конфликта завершена и переведена в политическую плоскость, и путь остается один — добрососедства и сотрудничества на Южном Кавказе вне национального эгоизма и алчности. Тем более на фоне повышенной турбулентности в ситуации вокруг Украины, отношений Россия — НАТО, способных негативно повлиять на безопасность Южного Кавказа.
Как подчеркнул Алиев, Россия «играет главенствующую роль в создании возможностей для нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией». И сейчас отношения между Баку и Москвой «выходят на самый высокий уровень».
Но в экспертном сообществе поговаривают, что этот «самый высокий уровень», а также признание Россией ДНР и ЛНР есть прямой путь к восстановлению Путиным «империи», «собиранию» бывших советских земель. И что напротив, Азербайджан должен бежать от России, а не подписывать с ней союзнические документы. «Я воспользуюсь… вашим визитом, — сказал президент РФ своему азербайджанскому коллеге, — чтобы проинформировать вас о том, что происходит у нас на украинском направлении. Вы знаете, что вчера Россия приняла решение признать суверенитет двух народных республик Донбасса. Сразу же хочу сказать, мы видим спекуляции на эту тему, … что Россия собирается восстановить империю, в имперских же границах. Это абсолютно не соответствует действительности».
Утешился ли этим Алиев? Но, он, вероятно, и не боялся этого и, скорее, напрягся бы от попыток госпереворота в своей стране. Но события в Казахстане показали, что Россия, даже при средней «хорошести» отношений с РК, помогла ее действующему президенту сохранить власть. И хоть это было логично, имея в виду членство Казахстана в ОДКБ и наличие «внешней угрозы», в случае чего Россия подсобит и Азербайджану, не являющемуся членом вышеуказанного блока, но теперь «скрепленного» с Москвой соответствующими (многим они могут показаться слабоватыми) пунктами декларации о союзничестве. Впрочем, и без этого документа она помогла Азербайджану в Карабахе.
Словом, хорошие отношения с Россией при наличии интереса последней к сохранению режима в конкретно взятой стране, восстановлению ее территориальной целостности, гарантируют, что от «зоны вмешательства» ничего не убудет. И Алиев это прекрасно понимает. Равно как очевидно и то, что в отношении ДНР, ЛНР и Украины в целом он будет предельно аккуратен в своих высказываниях и действиях.
А на «сладкое» Путин получил от Алиева заверения на больную для России тему — сохранения русского языка в бывших советских республиках: оно является своего рода «лакмусовой бумажкой» их лояльности, если не верности, Москве. А в Азербайджане ситуация с русским языком образцовая, однако без подобострастности, в соответствии с соображениями практицизма, образовательных, профессиональных, интеллектуальных возможностей и, так сказать, «светскости».
По словам Алиева, в республике работают около 340 школ с обучением на русском языке, а это более 140 тыс. детей. Свыше 15 тыс. азербайджанских граждан обучаются на отделениях русского языка в вузах АР. Как сказал Ильхам Гейдарович, «Русский язык всегда объединял страны бывшего Советского Союза и, конечно, без его знания очень трудно будет налаживать коммуникации будущим поколениям. Поэтому … это очень важный фактор нашей жизни».
В порядке послесловия: встреча президентов России и Азербайджана, подписание ими союзнического документа состоялась в, казалось бы, самый неподходящий, с точки зрения международного политического климата, день. С другой стороны, если верить в нумерологию как философскую систему, еще одного, эзотерического способа познания мира, Алиев и Путин общались в палиндром — 22.02.2022. Эзотерики считают, что добро, задуманное в столь редкий «зеркальный» день, непременно сбудется. Остается лишь надеяться, что намерения двух лидеров, перенесенные (что важно!) на бумагу и скрепленные подписями, никому не выйдут боком.
Ирина Джорбенадзе