Posted 18 февраля 2022, 18:31
Published 18 февраля 2022, 18:31
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
В общественном сознании предвоенные тревоги снова вытесняют все остальные темы, включая самые горячие новости про российских спортсменов на Олимпийских играх в Пекине. Остается лишь вспоминать прежние «мирные» времена, когда новостной топ по итогам этой недели наверняка возглавили бы перипетии в женском фигурном катании, внезапные неприятности с законом у политолога Валерия Соловья или пересуды насчет судьбы ЛДПР и КПРФ после возможной смены их лидеров.
На экранах замелькали тревожные кадры с донецкими детдомовцами, выстроенными под февральским дождем в ожидании автобусов, которые увезут их подальше от сирен, уже завывающих в городе, и огромными очередями из автомобилей, тут же собравшимися на заправках.
Тревоги добавляет решение назначить на вторник, 22 февраля, пленарное заседание Совета Федерации, которого ранее не было в графике весенней сессии верхней палаты парламента. И хотя официально в повестке дня значится законопроект о повышении пенсий ветеранам военной службы, разговоры сейчас ведутся только об одном — сенаторов экстренно собирают, чтобы они дали разрешение на использование российских войск за пределами РФ (согласно Конституции, это входит в полномочия именно Совфеда).
Предвоенная атмосфера сгустилась еще больше после известия о том, что Владимир Путин в субботу лично возглавит масштабные военные учения стратегических ядерных сил, которые будут сопровождаться пусками баллистических и крылатых ракет. К учениям, как сообщили в Минобороны РФ, будут привлечены силы и средства Воздушно-космических сил, Южного военного округа, Ракетных войск стратегического назначения, Северного и Черноморского флотов.
Вот тут многие сразу вспомнили события, которые предшествовали войне в Южной Осетии 2008 года. Тогда власти в Цхинвале примерно за неделю до начала военных действий тоже начали эвакуацию детей, а затем и прочего населения на территорию России, в «братскую» Северную Осетию. Ну а 8 августа, как все помнят, началась военная фаза конфликта с Грузией, закончившаяся уничтожением большей части военного потенциала этой страны.
Другие наблюдатели отметили, что в эту же пятницу Владимир Путин провел переговоры с Александром Лукашенко, который ранее неоднократно заявлял, что в случае конфликта с Украиной он и белорусские вооруженные силы выступят на стороне России. При этом, что важно, на территории Белоруссии еще не завершились масштабные учения «Союзная решимость — 2022», которые должны продлиться до 20 февраля.
Естественно, при таких раскладах ничего не остается, как присоединиться к хору, голосящему, что до прямого военного столкновения в Донбассе остались считанные дни, а то и часы.
Правда, значительная часть наблюдателей, в том числе многие зарубежные, посчитали, что Кремль просто в очередной раз поднимает ставки накануне следующего раунда больших переговоров с США и НАТО. МИД России накануне нового обострения опубликовал резкий, но все же явно направленный на продолжение диалога ответ российской стороны. Как говорят сторонники «мирной» версии развития событий, это значит, что новое обострение нужно лишь для того, чтобы заставить Запад «принудить Украину» к соблюдению Минских соглашений. Впрочем, именно об этом прямо говорится в тексте мидовского послания.
По этому сценарию президента Украины Владимира Зеленского сейчас силовым образом принуждают выполнить данное им обещание наконец-то предъявить проекты законов об особом статусе Луганской и Донецкой областей, поправок в украинскую Конституцию и законопроекта о выборах в «отдельных районах» двух областей, неподконтрольных Киеву. Как только эти документы появятся (от чего Киев всеми способами уклонялся долгие годы), напряжение якобы сразу спадет.
Впрочем, есть и те, кто считают, что ограниченный военный конфликт не помешает ходу переговоров, и военные победы якобы могут стать одним из способов «повышения ставок» и давления на Запад. Правда, неясно, почему сторонники этой версии уверены, что первый же большой бой не обнулит все проведенные с конца декабря переговоры с США и НАТО.
При этом депутатам удалось поставить в тупик политических комментаторов тем, как они подошли к решению этого вопроса. На рейтинговое голосование одновременно были вынесены предложение КПРФ просить Путина признать республики немедленно, и инициатива «Единой России» отправить эту просьбу сначала в МИД РФ на согласование (иначе говоря «похоронить» это обращение в недрах дипломатической бюрократии).
И вот небывалый факт — парламентское большинство, которое невозможно собрать без голосов партии власти, поддержало проект КПРФ, а не «Единой России». При этом ни один лидер фракции в голосовании не участвовал — одних скосил ковид, другие просто словно испарились.
Первым в больницу угодил руководитель ЛДПР Владимир Жириновский, за ним в ту же клинику уехал сам лидер коммунистов Геннадий Зюганов. За ними с той же «модной болезнью» слег и глава фракции «Единой России» Владимир Васильев. Эсер Сергей Миронов от дебатов по проекту постановления уклонился. Наконец, не пришел в день голосования в Госдуму и лидер самой молодой думской фракции «Новые люди» Алексей Нечаев.
Правда, если про «старичков» думской политики звучали предположения, что они решили не участвовать в организованном администрацией президента спектакле, то Нечаев, про которого говорят, что он близок к первому замглавы администрации президента Сергею Кириенко, скорее всего, решил как раз не конфликтовать с Кремлем.
Эта думская коллизия породила лавину слухов. С одной стороны, говорили, что Геннадий Зюганов свою инициативу согласовал лично с Владимиром Путиным. Иначе зачем единороссы стали бы голосовать за проект коммунистов? По другой версии, произошла стычка «кремлевских башен». И лидеры фракций предпочли уйти в сторону, чтобы ни с одной из них не портить отношения. В итоге победили сторонники более жесткого варианта.
По еще одной версии, наоборот, в Кремле по этому вопросу полный консенсус, но его постарались скрыть до последнего момента, примерно так же, как поправку, «обнулившую» президентские сроки Владимира Путина. Поэтому истинные замыслы раскрыли только самым доверенным единороссам (чтобы нужному варианту точно хватило голосов), а остальным пришлось угадывать, что от них хотят, нажимая кнопки по наитию.
Иван Преображенский