Posted 10 февраля 2022, 07:19

Published 10 февраля 2022, 07:19

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«Союзная решимость»

10 февраля 2022, 07:19
Россия обещает вывести свои войска из республики по окончании февральских маневров. Но многие в это не верят.

С середины января белорусские СМИ практически непрерывно пишут о российских войсках, которые перебрасываются в республику в рамках подготовки к совместным с РФ учениям «Союзная решимость — 2022» (они пройдут с 10 по 20 февраля на полигонах и аэродромах Белоруссии). В маневрах задействуют часть сил и средств Вооруженных сил РБ, а также подразделения Восточного военного округа ВС РФ. Перед учениями страны решили провести внезапную проверку сил и средств реагирования для оценки готовности выполнить задачи «по нейтрализации угроз на границах Союзного государства».

Надо сказать, что в Белоруссию (а также вплотную к ее границам) за короткий срок действительно было переброшено беспрецедентно большой количество сил и средств российской армии. Ни одни прежние учения даже близко не подбирались к таким показателям: около 30 тыс. солдат и офицеров, сотни единиц авиации и бронетехники, «Искандеры», системы ПВО (включая С-400) и прочее, и прочее.

Военные аналитики определили четыре района дислокации российских сил в Белоруссии: Барановичи — Брест, Калинковичи — Мозырь — Ельск, Осиповичи — Бобруйск. Они приводят длинные списки батальонно-тактических групп (БТГр) разных российских мотострелковых бригад, бригад морской пехоты, подразделений воздушно-десантных дивизий, бригад прикрытия и прочая, и прочая.

Возможно, белорусы относились бы к происходящему более спокойно, если бы не общая нервозность в отношениях между Украиной и Россией. Опасения вызывает вероятность того, что белорусская территория станет одним из плацдармов, с которых Россия будет вести боевые действия против Украины. А значит, Белоруссия впервые с 1941 года окажется втянута в военный конфликт, причем против своего ближайшего соседа. И соседа отнюдь не слабого и бессильного.

Но даже если исключить «украинский сценарий», происходящее в глазах белорусов все равно выглядит очень «странным». В их страну стремительно вошли российские войска (причем части с высокой боеспособностью, хорошо подготовленные и экипированные) в количестве, сопоставимом со всеми Вооруженными силами Республики Беларусь (а это 56 тыс. человек). А на 27 февраля назначен референдум по новой версии Конституции страны — и если она будет принята, государственное устройство Белоруссии очень сильно поменяется.

Но далеко не факт, что белорусы дружно придут и проголосуют за президентскую версию Основного закона. По крайней мере, после августа-2020 — это далеко не факт. Более того, в администрации Лукашенко очень боятся, что референдум может не просто превратиться в протестное голосование, но и сопровождаться массовыми протестами. По крайней мере, МВД уже заявил о готовности противодействовать любым «беспорядкам и антиконституционным действиям», а сам Лукашенко рассказал, что даже сотрудников МЧС вооружат и отправят в помощь милиции.

В этой ситуации находящиеся в Белоруссии российские войска многие воспринимают (особенно после событий в Казахстане) как своего рода «жандармерию», задача которой — в случае необходимости штыками поддержать шатающийся трон «Бацьки».

Есть и другое мнение: происходит просто аннексия Белоруссии. Сторонников такой точки зрения не успокоило недавнее заявление Дмитрия Пескова о том, что российские войска по окончании учений не останутся в Белоруссии. Алармисты распространяют информацию о том, что белорусские войска уже практически полностью подчинены российским генералам, а Генштаб не решает вопросов серьезнее, чем уборка снега на плацу или назначение пенсий по выслуге лет.

А дальше, по их мнению, Москва просто задушит белорусскую независимость в своих братских объятиях — заставит Лукашенко выполнить все обещания по интеграции, а затем — провести транзит власти в пользу пророссийской, полностью контролируемой Москвой фигуры.

«Причем эта фигура вполне может и ругать Лукашенко, и критиковать Кремль… Это не важно, важно то, что она будет делать, — пишет „Белорусская Деловая Газета“. — Лукашенко выполнит свою роль — отдаст белорусский суверенитет, одновременно рассказывая в многочисленных интервью, как рьяно он его защищает. Знаете, что мы скоро от него услышим? Что российские десантники и морские пехотинцы на нашей земле — это защитники ее суверенитета».

К «алармистам», быть может, и не прислушивались особо — но слишком уж много расхождений между опубликованными планами учений и реальными действиями российских военных в Белоруссии. Например, в начале февраля стало известно, что на заброшенной военной базе стратегической авиации СССР около деревни Зябровка (Гомельская область) накапливается военная техника и живая сила. Однако в соответствии с официальными планами, использование этого объекта ни российскими, ни белорусскими военными в рамках учений не упоминалось. А сам аэродром не используется по прямому назначению с начала 90-х.

3 февраля райисполком Гомельского района, к которому территориально относится Зябровка, опубликовал просьбу не распространять в интернете информацию о передвижении колонн российской военной техники. При этом ежедневно на станции Зябровка что-то выгружается. По свидетельству местных жителей, военный городок забит солдатами, они ремонтируют и чистят взлетную полосу. Часть российских военных живет в полевом лагере, небольшая часть — в самом городке в сохранившихся постройках.

То есть, очевидно: военные РФ и Белоруссии стали использовать остатки советской военной инфраструктуры под Гомелем. Многие предполагают, что объект станет постоянно действующей военной базой для создания угрозы Украине. Ну, или просто одной из российских баз в Белоруссии.

Надо сказать, что простые белорусы, кторых подавляющее большинство, не втянутые в политическое противостояние, особенно в провинции, относятся к российским военным вполне спокойно. Они приезжают посмотреть на российскую военную технику, радостно делают селфи с российскими солдатами и офицерами, посещают всякие мероприятия «для гражданских», проводящиеся параллельно с учениями. И только в Минске и в эмиграции аналитики и политики бьют тревогу.

Белорусские политологи, в свою очередь, пишут о том, что пятичасовые переговоры Макрона и Путина в Москве закончились неофициальным соглашением о том, что войны в Восточной Европе не будет. Россия не станет воевать с Украиной, в том числе с территории Белоруссии. Взамен «коллективный Запад» признает Белоруссию входящей в сферу влияния России — и не будет вмешиваться в отношения между Кремлем и «Бацькой».

Для европейцев главное — что не будет войны, которая бы неизбежно «добила» бы пострадавшую от пандемии экономику континента. Не будет войны — значит, сохранятся поставки энергоносителей, а для стран ЕС — это 26% всей потребляемой нефти и 40% газа.

Вполне вероятно, что Белоруссия действительно стала частью сделки: РФ соглашается с потерей Украины, но геополитические амбиции российского руководства все равно будут удовлетворены: оно получит Белоруссию. Если хотя бы часть российских войск после февраля останется на белорусской земле — значит, так оно и есть.

Вячеслав Гордиенко

Подпишитесь