Posted 13 января 2022, 16:08
Published 13 января 2022, 16:08
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
В четверг Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) официально объявила о завершении миссии в Казахстане. Президент России Владимир Путин сообщил, что вывод миротворческих сил из Казахстана будет завершен 19 января.
Выходит, можно начинать подводить итоги первой за три десятилетия «боевой» операции ОДКБ (в нее входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Киргизия). Напомним, 6 января на фоне массовых протестов в Казахстане президент этой страны Касым-Жомарт Токаев обратился к ОДКБ за военной помощью, которая была незамедлительно оказана. И вот, всего через неделю Путин заявил, что «в целом надо возвращаться домой — мы свою задачу выполнили».
О том, насколько успешной была эта операция и как полученный ОДКБ опыт может быть использован в дальнейшем, обозреватель «Росбалта» поговорил с военным экспертом Павлом Фельгенгауэром.
— Как бы вы прокомментировали военную операцию ОДКБ, в первую очередь, России, как основного участника этой организации, проведенную в первые январские дни в Казахстане?
— Пока еще рановато давать ей оценку. Слишком много непонятного.
— А что вы скажете о мобилизационных возможностях российской армии? Ведь за считанные часы в Казахстан были переброшены значительные силы?
— Это — да. Подобное демонстрирует, до какой степени мы близки к большой войне в Европе. События показали, что российские подразделения быстрого реагирования находятся сейчас в степени готовности на уровне «вызова такси». В самые сжатые сроки были отмобилизованы и ВДВ, и спецназ, и техника военно-транспортной авиации (ВТА). В операции приняли участи более 70 военно-транспортных самолетов Ил-76 и Ан-124 «Руслан», при том, что у них имеются большие проблемы.
— О каких проблемах вы говорите?
— И Ил-76, и Ан-124 по большей части до сих пор летают на украинских двигателях. Их моторесурс уже сильно выработан, особенно с учетом войны в Сирии. В России сейчас есть программа перевода Ил-76 на российские двигатели, но их производят всего несколько штук в год. «Русланы» же так и летают с украинскими двигателями, и заменить их нечем. Но в «миротворческой» операции ВТА использовалась по максимуму. Например, во время военных маневров в Крыму весной 2021 года десант высаживали всего 40 самолетов ВТА, а тут — больше 70. Число самолето-вылетов было под тысячу…
— То есть это уже совсем другой масштаб?
Да. Судя по всему, проведена очень серьезная работа по повышению боевой готовности военно-транспортной авиации. Плюс речь идет об очень высокой — наивысшей — боеготовности войск. Им дают приказ, и они уже готовы выдвинуться. И это не только части ВДВ. После новогодних каникул опять выведены в полевые лагеря части Южного военного округа. Это показывает, насколько сейчас, в январе, мы готовы к большой войне в Европе…
— Но сейчас же речь идет о Казахстане?
— Я поначалу даже обрадовался — если пошли в Казахстан, то не пойдем на Украину и вообще на запад. Но если, как и обещают, войска ОДКБ из Казахстана сейчас быстро выведут, то все уже менее понятно. При этом командующий силами ОДКБ Андрей Сердюков заявил, что российские миротворцы будут возвращаться домой самолетами вместе с военной техникой. А это опять очень большой расход моторесурса ВТА. Технику-то можно было бы отправить назад и по железной дороге. Правда, в этом случае ее вывод затянулся бы на месяц-другой. Если же все это будут возвращать в те сжатые сроки, которые сейчас объявлены, то, похоже, сейчас важнее иметь возможность уже в конце этого месяца начать большую войну на западном направлении.
— Вы имеете в виду против Украины?
— Почему против Украины? Вообще против Запада, не исключено. Ну, и против Украины, в том числе.
— Что вы имеете виду, говоря о «войне против Запада»? Прибалтийские страны?
— Большую войну в Европе. Но, конечно, надо еще посмотреть, как будут развиваться события в Казахстане. Тем более, что в Москве недовольны Токаевым, который, например, назначил министром информации и общественного развития Аскара Умарова, которого в РФ считают «русофобом».
— Вы думаете, войска из Казахстана действительно выведут?
— Сложно сказать. Ранее военные говорили, что, дескать, будут находиться там до стабилизации обстановки, но только за последние дни в Алма-Ате арестованы почти две тысячи человек. На «стабилизацию» это не очень похоже.
С другой стороны, если мы готовимся к конфронтации с Западом, то тогда действительно нужно срочно выводить подразделения российских войск из Казахстана, потому что после такого броска их боевая готовность, конечно, резко снижается. Потребуется время, чтобы ее восстановить. А те, кто туда были посланы, это, как говорится, «острие копья». Их задача — первыми высадиться где-нибудь в глубине украинской или польской обороны, чтобы проложить дорогу остальным силам.
Повторю, это не значит, что боевые действия непременно начнутся, но военные учения проводятся сейчас уже по всей России. Переброска сил ОДКБ (в основном, российских) в Казахстан показала, что их готовность к войне сейчас очень высока.
Беседовал Александр Желенин