Posted 23 ноября 2021, 11:38
Published 23 ноября 2021, 11:38
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Украинскую публику будоражат вероятным военным конфликтом с Россией, на что, по мнению официального Киева, указывает скопление ударной группировки, сосредоточение живой силы и техники на границе с Украиной. США также предупредили о рисках вторжения, предоставив подтверждающие разведданные. Напряженность нарастет, сопровождаясь соответствующим новостным фоном и расшатыванием внутренней ситуации на Украине.
Еще 1 ноября ГУР (Главное управление разведки Минобороны Украины) заявляло, что не зафиксировало дополнительную переброску войск РФ к границе. Однако 20-го американские коллеги предупредили союзников о том, что осталось крайне мало времени для предотвращения вторжения РФ в Украину, и призвали Европу к совместной разработке пакета экономических и военных мер для сдерживания Москвы.
При этом, правда, по данным The New York Times, в Кремле якобы еще не решили, что будут делать с войсками, накапливаемыми у границ, однако в США «на всякий случай» относятся к ситуации весьма серьезно и не считают это блефом. По данным издания, глава Национальной разведки США Эврил Д. Хэйнс недавно посетила Брюссель, чтобы сообщить послам НАТО об имеющихся данных по ситуации и возможном военном вторжении РФ на Украину. По мнению руководителей разведок США и Великобритании, Россия рассматривает возможность нападения, чтобы взять под контроль большую территорию или для дестабилизации ситуации на Украине в достаточной мере, с целью приведения к власти пророссийски настроенного правительства. Другая якобы решаемая при этом задача — обеспечение безопасного сухопутного пути между РФ и Крымом.
После этого уже и в Минобороны Украины заявили, что в начале 2022 года Россия готовит масштабное военное вторжение. По словам начальника ГУР Кирилла Буданова, РФ сосредоточила у границ около 92 тыс. военнослужащих и предполагает напасть в конце января или начале февраля. Он отмечает, что подготавливаемая РФ атака будет более разрушительной, чем в 2014 году.
Почти половина тактических российских групп будто бы уже заняли свои позиции, и вторжение будет сопровождаться авиационной поддержкой. Само нападение, по версии украинских военных аналитиков, «будет включать авиаудары, артиллерийские и бронетанковые атаки, за которыми последуют воздушно-десантные атаки на востоке, десантные атаки в Одессе и Мариуполе и меньшее вторжение через Беларусь». Буданов даже показал журналистам схему возможного нападения. В качестве примера он назвал прошедшие осенью учения РФ и РБ «Запад-2021», показавшие, что российская армия способна одновременно высадить до 3500 десантников и спецназовцев.
Попутно Кирилл Буданов заявил, что Россия сейчас якобы проводит на Украине серию психологических операций. К ним глава ГУР отнес протесты антивакцинаторов, а также проблемы, связанные с экономикой и энергоснабжением. Кроме того, начальник всех разведчиков сказал, что Москва пытается разжечь антиправительственные настроения из-за «Вагнергейта», а скопление мигрантов на границе Белоруссии с Польшей — отвлекающий маневр.
После этого, как водится, в Кремле заявили, что РФ вовсе не намерена вторгаться на Украину, зато сами украинцы, дескать, постоянно творят провокации в Донбассе. Ну, а в украинском внешнеполитическом ведомстве ответили, что это все российские домыслы, а в Киеве не планируют проведения наступательных военных операций против ДНР и ЛНР и работают над возобновлением «нормандского формат» для мирного урегулирования конфликта.
Критики, впрочем, указывают на то, что российская группировка в 90 тыс. человек — не то, с чем можно завоевать Украину (численность ВСУ — 255 тыс., а еще есть пару миллионов тех, кто готов взяться за оружие). А ведь даже в 2014-15 годах расчеты Stratfor показывали, что для военного завоевания слабой тогда страны требуется более 450 тыс. солдат.
Но это тогда. А сегодня, учитывая во много раз более высокий уровень вооруженности и мотивированности ВСУ, стотысячный российский экспедиционный корпус вряд ли добьются существенного успеха. Хотя, конечно, такими силами вполне возможно локальное наступление и оккупация сравнительно небольшой, но важной территории. Например, от Мариуполя и до Крымского канала, чтобы соединить Крым по суше с контролируемой РФ территорией. Оправдания для такого вторжения, конечно, найти можно — например, «обеспечить Крым пресной водой».
Но не стоит преувеличивать разрозненность украинцев и степень политического хаоса в этой стране. Украинская армия сегодня — это та структура, которая, по соцопросам, пользуется максимальным доверием общества (не чета «какому-то там Зеленскому»). Это значит, что в случае реального конфликта армейцы вполне могут взять власть в свои руки и навязать россиянам долгую и кровавую войну.
Другой вопрос — насколько готово включиться в борьбу за Украину НАТО. На него разные эксперты дают диаметрально противоположные ответы. Так что, судя по всему, все будет зависеть от политической ситуации на данный момент. С одной стороны, вряд ли лидеры западных стран готовы отправлять своих граждан умирать за Украину, с другой — в Афганистан же отправляли. Правда, и России там не было.
На относительно небольшой локальный удар России (если он вдруг состоится) страны НАТО отреагируют, как минимум, обильной поставкой Киеву военной техники и снаряжения, долги спишут, новые санкции против РФ введут. Однако, если смотреть здраво, то скорее всего никакого удара не будет, но будет доведенная до предела угроза его применения.
Правда, на экономике Украины нынешнее обострение уже сказывается. Гривна теряет свои позиции под давлением оттока капитала и спекуляций, вызванных опасениями российского вторжения. Отток капитала проявляется, в частности, в том, что иностранные инвесторы сократили свой портфель ОВГЗ (облигаций валютного государственного займа) сразу на 3 млрд гривен (8,4 млрд рублей), что достаточно существенно для рынка. Также можно констатировать падение стоимости украинских еврооблигаций и рост стоимости страховки от дефолта (CDS), что подтверждает негатив со стороны внешних инвесторов.
Похоже, нужно согласиться с американской газетой The Wall Street Journal, авторы которой считают, что «благодаря» росту напряжения возле Украины Россия обозначает границы, пересекать которые Западу не позволено. Прежде всего — нельзя далее расширять НАТО на восток, и постсоветские страны должны остаться естественным барьером между Альянсом и РФ.
Дело в том, что сейчас обсуждается новая угроза для РФ: Североатлантический альянс может разместить ядерное оружие в странах Восточной Европы, если Германия откажется от него. «Конечно, Германия может решать, должно ли быть ядерное вооружение на ее территории, но альтернатива этому — ядерное оружие в других европейских странах, в том числе к востоку от Германии», — сказал Столтенберг на конференции NATO Talk 2021 в Берлине.
А 20 ноября министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что вскоре Украину будут просить войти в НАТО — потому что опыт украинских сухопутных войск нужен Альянсу. Также он подчеркнул, что с его точки зрения «большой победоносной войны» России против Украины не будет, потому что украинцы за восемь лет конфликта научились защищаться.
Но Москва дает понять: если НАТО (в любой форме) сделает еще хоть один шаг на восток, российские войска войдут на Украину. А и повод для этого, и народная поддержка в РФ — будут. Другой вопрос, что это станет началом такой войны, на фоне которой померкнут обе чеченские.
Кирилл Карасев, Киев