Posted 23 ноября 2021, 06:22
Published 23 ноября 2021, 06:22
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Государственная украинская компания «Центрэнерго» объявила, что будет получать уголь, покупаемый в Казахстане, морским путем, чтобы исключить риски «российской энергетической блокады», а также предупредить иные форс-мажоры. Первые 60 тыс. тонн угля прибыли в порт назначения 20 ноября и сейчас отгружаются для теплоэлектростанций (ТЭС), принадлежащих «Центрэнерго».
Слабым местом такой схемы должно стать увеличение транспортного плеча и, соответственно, стоимости доставки угля, так как у Казахстана не имеется прямого выхода к морю. Первый вариант транспортировки угля подразумевает, что он по железной дороге транспортируется в порт Актау, где грузится на корабль и следует до Баку. Там уголь перегружается на железнодорожный состав и следует через Азербайджан в Грузию, откуда его и везут морским путем в порт Южный или в Одессу.
Второй маршрут — из Казахстана через Туркменистан и Иран по железной дороге в Азербайджан, и далее до грузинского порта Поти, откуда уголь следует в один из портов Украины.
Кроме того, Украина ждет поступления крупных партий угля из США и Австралии, что поможет ей запустить остановленные ТЭС. Закупать топливо у «сепаратистов» (непризнанных республик ДНР и ЛНР) Киев отказался.
В начале ноября этого года глава комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус Верховной рады Украины обвинил Россию в блокировке поставок угля Киеву из Казахстана. Он объявил, что блокировка идет «на уровне РЖД, которая не подтверждает транзит вагонов с таким углем через РФ». При этом Андрей Герус уточнил, что ограничение наложено только на энергетический уголь и не касается поставок коксующегося угля.