Posted 16 сентября 2021, 04:00
Published 16 сентября 2021, 04:00
Modified 30 марта, 08:27
Updated 30 марта, 08:27
После прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» (признано в РФ террористическим и запрещено) многие заговорили о высокой вероятности повторения миграционного кризиса, который начался в Европе в 2015 году и был связан с огромным потоком беженцев с Ближнего Востока, прежде всего, Сирии. Больше всех — около одного миллиона человек приютила тогда у себя Германия. Власти этой страны, отягощенной чувством вины за нацистское прошлое, аргументировали свои действия «гуманитарными соображениями» и обещали «переварить» прибывших гостей, надеясь на их скорую и успешную интеграцию в немецкое общество.
Чуда, однако, не произошло и сегодня вряд ли кто-то из немцев снова отправится на вокзал с плюшевым медведем в руках радостно встречать беженцев (если только речь не идет о «зеленых» или «левых» активистах). При этом выходцы из Афганистана в Германии не новички. Афганская диаспора считается здесь одной из самых крупных и насчитывает более 180 тысяч человек.
В соседнюю Австрию за последние годы прибыло намного меньше — всего около 44 тысяч афганцев, но канцлер этой страны Себастьян Курц уже заявил, что не примет ни одного нового беженца из Афганистана. Свою позицию он объяснил тем, что афганцы чаще других соискателей убежища совершают серьезные преступления и, по сути, отказываются интегрироваться в местное общество.
Политики Германии не могут позволить себе выступать с подобными заявлениями, и в преддверие выборов в Бундестаг, которые назначены на 26 сентября, стараются обходить болезненную миграционную тему. Однако еще в августе уходящий канцлер Германии Ангела Меркель высказалась в том духе, что страна не осилит очередной наплыв мигрантов. Между тем, по прогнозам ООН, до конца 2021 года число беженцев из Афганистана может составить до полумиллиона человек.
От массового бегства из родной страны, которой, помимо всего прочего, угрожает голод, афганцев сейчас удерживают разве что закрытые границы и отсутствие денег на дорогу. И хотя отдельные политики в Германии, включая правозащитников, журналистов и активистов, заговорили о «моральном долге» перед сотрудничавшими с Западом жителями Афганистана и готовности принять в общей сложности до 40 тысяч человек, немецкие власти демонстрируют твердое намерение избежать новой миграционной волны.
Проблема заключается еще и в фактическом отсутствии общей европейской политики по предоставлению убежища вынужденным переселенцам, а потому Германия, по словам министра внутренних дел Хорста Зеехофера, готова в значительной степени действовать самостоятельно. В общем, позиция немецких властей в отношении афганцев сводится к формуле «оставайтесь у себя на родине, а мы вам поможем чем сможем».
Например, деньгами, но только при выполнении определенных условий. Именно такое решение было принято по итогам конференции ООН, состоявшейся на днях в Женеве. При этом Германия готова выделить 100 млн евро, а общий размер гуманитарной помощи Афганистану от стран-доноров может превысить 1 млрд долларов.
Примерно в том же духе, судя по всему, будут действовать многие страны Евросоюза, которым новые беженцы ни к чему. Ранее состоялось совещание министров внутренних дел стран ЕС, с заявлением также выступил Совет ЕС и т. д., а итогом всех прошедших мероприятий стал фактический отказ Евросоюза взять на себя обязательства по приему беженцев из Афганистана. Напротив, было заявлено о необходимости усилить охрану границ с целью сдерживания неконтролируемых миграционных потоков, а также о предпочтительном размещении беженцев в соседних с Афганистаном странах.
Правда, пока никто не демонстрирует большого желания принимать у себя афганцев. Предоставить им убежище отказалась не только Турция, которая ранее разместила у себя миллионы сирийских беженцев в обмен на миллиарды евро от ЕС, но даже Таджикистан — под предлогом пандемии коронавируса.
США также поначалу хоть и вывезли из Афганистана в спешном порядке десятки тысяч человек, теперь действуют в этом направлении без особого энтузиазма. На днях они перестали принимать рейсы с беженцами после выявления нескольких случаев кори у прибывших афганцев. Множество беженцев также застряли в транзитных лагерях на военных базах США, в том числе в немецком Рамштайне. По данным СМИ, там сейчас находятся около 14 тысяч человек, при этом большинство хотели бы остаться в Германии навсегда.
Это не входит в планы немецких властей, которые договаривались с американцами о том, что беженцы отправятся в США или в другие страны. Для самих афганцев неприятным сюрпризом стало то, что, оказавшись на военных базах США, они лишились права выбора страны дальнейшего пребывания. В итоге многих перераспределяют не в желанные для них западные страны, а, например, в Косово или Уганду.
Елена Земскова