Posted 10 сентября 2021, 10:12
Published 10 сентября 2021, 10:12
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
За последние 12 месяцев главы Белоруссии и России общались как минимум 15 раз: десять — по телефону, также известно о пяти личных встречах. Но большинство этих диалогов оставляли тему интеграции двух стран либо где-то на втором плане, либо вообще за кадром. И вот, наконец, дело пошло. В очередной раз, уже сложно сосчитать в который, начиная с 1999 года.
Вечером в четверг прилетевший в российскую столицу Александр Лукашенко обсудил с Владимиром Путиным программы по формированию Союзного государства. Открывая встречу, Путин заметил, что «попросил подъехать» своего собеседника, чтобы подвести итоги того, что было сделано за последнее время экспертами и правительствами для их создания. «Обсудим 28 программ… Чтобы дать возможность правительствам завтра (10 сентября — В.Г.) еще раз на экспертном и правительственном уровне рассмотреть их. Если они согласуют, то, как мы договаривались с вами, как мы определим время, возможно в конце октября, примем окончательно эти программы — это будет прорыв», — сказал в свою очередь Лукашенко перед встречей.
О том же говорил и Путин — дескать, премьеры России и Белоруссии в эту пятницу в Минске должны все «финализировать». «Нужно сверить часы. Точку поставить по некоторым вопросам. И дать возможность правительствам в самое ближайшее время, по моему, завтра даже они собираются в Минске, финализировать некоторые из этих договоренностей», — сказал он. По его словам, премьеры двух стран проведут «большую работу в сфере экономики, финансов, промышленной политики».
Вообще-то последние два года речь шла про 31 так называемую «дорожную карту интеграции». Куда делись три — непонятно, однако по итогам трехчасового рандеву президенты отрапортовали о том, что согласовали все программы, которых все же оказалось 28.
В этих документах речь идет об унификации законодательства в сфере трудовых отношений, пенсионного обеспечения, валютных и налоговых систем, борьбы с терроризмом. Есть и новые положения — о единых рынках энергоносителей. Если суммировать результаты переговоров кратко, они будут выглядеть так:
— Согласованы все 28 союзных программ, Лукашенко и Путин их в целом одобрили. 10 сентября их окончательно согласуют правительства двух стран на заседании в Минске. Документы обещают обнародовать в будущем.
— Цена на российский газ для Белоруссии сохранится на уровне текущего года. До 1 декабря 2023 года будет подписан документ по созданию объединенного рынка «голубого топлива» в рамках Союзного государства.
— Также предусмотрено создание единого рынка нефти и нефтепродуктов и заключение договора о едином рынке электроэнергии. Интересный момент: пока российские компании приостановили поставки нефти на белорусские НПЗ. Так что Минск сейчас покупает ее у Азербайджана, качая через Украину.
— Прописана интеграция валютных систем, принципы взимания косвенных налогов, борьба с терроризмом и т. д. Про валютные системы — это тоже интересно. Александр Лукашенко категорически отказывается от введения единой валюты РФ и РБ. Точнее, соглашается при условии, что в Минске будет свой собственный эмиссионный центр. Из-за этого интеграция и остановилась еще в 2007 году. И сейчас, видимо, все сведется к «углублению взаимодействия центральных банков».
— Путин и Лукашенко обсудили формирование единого оборонного пространства РФ и Белоруссии и обеспечение безопасности.
— Путин анонсировал восстановление объемов авиаперевозок между Россией и Белоруссией. «Принято решение снять все ковидные ограничения, касающиеся авиационного транспорта», — сказал он. Ну, хоть куда-то «Белавиа» полетит.
— По словам Лукашенко, ничего плохого для народов РФ и Белоруссии в интеграции нет. «Если нужна будет еще более тесная интеграция, мы сделаем это мгновенно», — заявил он. Понимать это нужно так: Александр Григорьевич планирует еще лет двадцать мурыжить интеграционную тему, исправно получая деньги от Кремля.
— «Я не исключаю, что может быть создан Союзный парламент», — сказал Путин. А вот это означает, что «Бацьке» сделано предложение, от которого он не сможет отказаться. У Союзного государства будут единые органы власти независимо от того, хочет он или нет.
По традиции оппозиция (да и не только она) в Белоруссии и России восприняла вчерашние московские договоренности по-своему. На родине Лукашенко его противники вновь начали подсчитывать, за сколько сребреников он продал независимость своей страны. Россияне же в очередной раз пришли к выводу, что этот хитрец «крутит мозги» своему партнеру, чтобы регулярно получать деньги, не позволяя при этом включить свою страну в состав РФ.
Упоминание о деньгах тут не случайно. Лукашенко за ними в Москву и ехал. Белоруссия просила $3 млрд из средств Евразийского фонда стабилизации и развития. Т.е. фактически у России, поскольку почти 90% этого фонда составляют российские средства — $7,5 млрд.
Правда, официально Минск получит куда меньше, чем просил. «Общий объем кредитов с сентября текущего года до конца 2022 составит около 630 миллионов долларов», — сказал Путин. Непонятно только — это от правительства РФ или от ЕФСР.
Также глава Минфина РФ Антон Силуанов не исключает, что Россия при необходимости может оказать Белоруссии «какие-то виды поддержки». На брифинге в рамках Московского финансового форума он заявил: «По Белоруссии. Мы видим, что наш сосед оказался в непростом финансовом положении. Поэтому мы взаимодействуем с нашими коллегами, различные вопросы поддержки обсуждаются».
Но на самом деле — самая сильная экономическая поддержка Минска Москвой будет сделана через энергоносители. Цена газа в Европе бьет исторические рекорды. Она уже превысила $700 за тыс. куб. м, и останавливаться не собирается, ведь впереди отопительный сезон, а «Газпром» прекратил поставки в европейские хранилища и демонстративно отказывается наращивать транзит через Украину. При этом сейчас цена на российский газ для Минска зафиксирована на уровне $128,5 за тысячу кубов. Разница между этими двумя величинами и составляет стоимость российской поддержки белорусской экономики.
Интересно и то, что по итогам встречи не было ни слова сказано про реализацию Александром Лукашенко сочинских договоренностей по разрешению политического кризиса, которые предполагают, в частности, обсуждение конституционной реформы в соответствии с ее видением со стороны Кремля и проведение досрочных выборов президента и парламента без участия Лукашенко. Похоже, об этом решили просто по-тихому забыть.
На встрече в Москве было много сказано о «реальных шагах по интеграции двух братских стран», так что интеграционные программы в октябре наверняка торжественно утвердят. А вот исполнят ли — вопрос. Опыт 25 последних лет показывает: обычно за подписанными соглашениями начинается долгий торг по условиям их выполнения, потом пересмотр позиций, заявления Лукашенко в духе «суверенитетом не поступимся» и новый торг, новые соглашения. Неизменным остается только финансирование Минска Москвой — кредитами и субсидиями, открытием рынка для белорусских товаров и поставками дешевых энергоносителей.
Вячеслав Гордиенко