Posted 7 сентября 2021, 13:43
Published 7 сентября 2021, 13:43
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
Республики Центральной Азии, граничащие с Афганистаном, а также соседние с ним Пакистан и Иран, попали в крайне тяжелое положение из-за потока беженцев из ИРА, спасающихся от талибов (движение «Талибан» запрещено в РФ). С одной стороны, возникает вопрос моральной ответственности за людей, которым, возможно, грозит физическое уничтожение после захвата талибами власти в Афганистане. С другой — у государств есть веские причины не принимать беженцев, но на них давит Запад.
В частности, по данным иностранных СМИ, Евросоюз готов заплатить сопредельным с Афганистаном странам 600 млн евро, если они приютят у себя беженцев: наученная горьким опытом Европа, в которую в 2015 году хлынуло более миллиона сирийцев со всеми вытекающими отсюда, мягко говоря, неприятными последствиями, готова приплатить, лишь бы избежать очередного миграционного кризиса.
В общем, повторно наступать на старые грабли она категорически не желает и подсовывает их другим, даже Ирану, в отношении которого проводит санкционную политику. Но плата за очень сильную головную боль, как видим, невелика. Распространилась неофициальная информация, в соответствии с которой Брюссель предлагал деньги и Турции с тем, чтобы она приняла мигрантов, но не выпускала их в Европу. Ответ Анкары неизвестен, хотя можно предполагать, что она послала Брюссель по известному адресу — у нее и так около 3 млн бежавших из Сирии.
Вот и республики Центральной Азии, не связанные с Европой столь плотно, сколь Турция, не спешат принимать у себя беженцев, хотя какие-то их «партии» к ним все же попадают. Власти государств ЦА справедливо опасаются, в контексте наплыва спасающихся от талибов, не только экономических проблем, но и неизбежной радикализации общества, просачивания, под видом беженцев, представителей террористических группировок.
В заданной ситуации проще всего Туркмении, которая давно проводит жесткую миграционную политику, и уболтать ее невозможно, если она сама того не пожелает. Поэтому от «Родины процветания», закрытой на замок и ничем не обязанной Западу, последний отстанет быстрее, если он уже этого не сделал, чем от Таджикистана и Узбекистана.
По данным Central Asia.media, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухмедов пообщался по телефону с председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем — беседа состоялась по инициативе последнего. Речь, разумеется, шла о ситуации в Афганистане и вокруг него. Заметим, что Аркадаг заинтересован в строительстве газопровода ТАПИ из Туркмении в Индию через Афганистан и Пакистан, линий электропередачи Туркмения-Афганистан-Пакистан, а также железных дорог, соединяющих самую нестабильную сегодня страну — ИРА, с вотчиной Аркадага. Собственно, об этом последний и сообщил Мишелю, равно как и то, что беженцев он не примет из-за риска «масштабного распространения смертоносной коронавирусной инфекции».
Но, подчеркнул он, Ашхабад выполняет международные обязательства, предоставляя свое воздушное пространство для обеспечения слаженной эвакуации из Афганистана граждан различных стран, включая европейские. И Туркмения, как «добрая соседка Афганистана», готова к консолидации усилий для мирного и стабильного развития региона.
А вот Таджикистан и Узбекистан оказались добрее: второй — в меру, первый — несколько выше своих возможностей. Но на полном поводу Запада ни одна из этих стран идти не будет, на что у них есть веские основания — от экономических до относящихся к вопросам безопасности региона в целом. Так что Западу придется удовлетвориться тем, что Узбекистан разрешил использовать свой аэропорт для эвакуации беженцев, оказывать техническую и логистическую помощь. В ответ на распространившееся сообщение, в соответствии с которым Ташкент готов открыть границы для беженцев, МИД Узбекистана заявил, что наземное пересечение границы не осуществляется, а эвакуация граждан из Афганистана происходит только транзитом через страну и «исключительно воздушным путем».
«Любые попытки пересечения границ, независимо от их причин, будут пресекаться в соответствии с законодательством Республики Узбекистан», — информирует внешнеполитическое ведомство. Оно также подтверждает, что Ташкент не планирует вмешиваться во внутренние дела Афганистана и принимать беженцев из этой страны на своей территории.
Между тем, по данным американского издания The Wall Street Journal, относящимся к концу августа, в Узбекистан сбежала группа афганских пилотов и их родственников, и Ташкент предупредил США о необходимости их скорейшего вывоза в третьи страны, дабы избежать обострения отношений Ташкента с Кабулом.
Что касается Таджикистана. Министр внутренних дел республики Рамазон Рахимзода в беседе с главой представительства верховного комиссара ООН по делам беженцев заявил, что Таджикистан выделил 70 га земли в разных районах для обустройства беженцев, но за 20 лет ни одна международная организация не оказала никакой практической помощи в создании инфраструктуры для приема лиц, ищущих убежища. И Таджикистан не имеет возможности принять большое количество граждан Афганистана.
По информации министра, за последние 20 лет республика приняла 15 тыс. беженцев, и сейчас у афганской границы находятся порядка 80 семей, ожидающих получения убежища. Глава силового ведомства подчеркнул: политическая неопределенность, тяжелая гуманитарная ситуация в Афганистане грозит ростом террористических угроз, увеличением потока контрабанды оружия и наркотиков, что ставит под серьезный риск не только государства Центральной Азии, но и все мировое сообщество.
Словом, понятно, что в настоящее время Таджикистан, для своих финансовых и иных возможностей, перегружен беженцами, и теперь может выступать для них только в роли транзитной страны. Рассчитывать на Казахстан тоже не приходится, равно как и на Киргизию. Она, кстати, ввела ограничения на оформление виз гражданам Афганистана. По информации МИД республики, такая мера введена ввиду нестабильной военно-политической ситуации в ИРА и во избежание проникновения на территорию КР «нежелательных лиц», а также массового въезда ищущих убежище. Но на выдачу дипломатических и служебных виз вышеупомянутая мера не распространится. Кроме того, не исключено, что Киргизия примет группу студентов из Афганистана.
В общем, пока ситуация видится такой: государства Центральной Азии держатся под натиском Запада и отражают его усилия сделать из региона приемник для афганских беженцев. А, по сути, огромный неуправляемый террористический анклав с просачиванием радикальных исламских группировок на территорию России и всего СНГ, дабы оградить себя от реальной террористической угрозы и гуманитарных проблем.
Собственно, такая же участь уготовлена Ирану и Пакистану, но и они, кажется, пока не дрогнули.
Ирина Джорбенадзе