Posted 3 сентября 2021, 16:25

Published 3 сентября 2021, 16:25

Modified 30 ноября, 07:01

Updated 30 ноября, 07:01

Польша — «ужасное дитя» Европы

3 сентября 2021, 16:25
За последнее десятилетие Речь Посполитая стала главным возмутителем спокойствия в ЕС. Тут позволяют себе такие вещи, которые немыслимы для политиков Старого Света.

Польше следует чаще портить Берлину настроение и имидж и «громче кричать», требуя от него репарации по итогам Второй Мировой войны, раз уж отношения Польши и Германии все равно в последнее время ухудшаются. Об этом заявил историк Войчех Поляк в беседе с порталом wPolityce в день очередной годовщины нападения Германии на его страну в 1939 году. Впрочем, эта атака по этому поводу на своего партнера по Евросоюзу далеко не первая и, наверное, не самая громкая.

Задача собрать все скандалы связанные с Польшей — ее демарши против политики ЕС оказалось далеко не самой простой: за последние годы для официальной Варшавы стало уже вполне привычно выступать в роли своеобразного Enfant terrible всего Евросоюза. Если, например, Греция скромно ограничивалась экономическими проблемами, а Великобритания «ушла по-английски», то Польша будто бы сознательно раскачивает сами основы европейской идеологии. Нападки на ЛГБТ, противодействие «зеленой энергетике», давление на свободную прессу, нежелание платить компенсации евреям, принципиальный недопуск в страну азиатских и африканских мигрантов — поляки как будто решили испытать на прочность сразу все пресловутые «европейские ценности».

Из последних скандалов (тянущихся, впрочем, уже давно): поляки в очередной раз отказались платить евреям за утраченное ими когда-то имущество. Президент Польши Анджей Дуда подписал поправки в Административный кодекс, касающиеся вопроса о реституции их имущества, отнятого во время Второй мировой. В нем сказано, что любое решение об отъеме собственности может быть оспорено только на протяжении 30 лет с момента принятия. Аналогичный вердикт, к слову, польский Конституционный суд вынес еще в 2015 году.

На практике такое решение властей страны означает, что Польша не будет платить никаких репараций за отъем собственности у своих граждан-евреев, проведенный за время нацистской оккупации. Более того, Польша остается единственной страной ЕС, где нет специального фонда для компенсаций евреям за имущество, утраченное ими во времена Рейха.

Реакция Израиля была весьма болезненной. Поляков обвинили в попрании памяти жертв холокоста, вычеркнули Польшу из числа демократических и либеральных стран и отозвали своего посла из Варшавы. Заодно запретив польскому послу возвращаться в Израиль.

Госсекретарь США Энтони Блинкен (сам потомок львовских евреев) одним из первых выразил глубокую озабоченность польским антисемитизмом. О своем негодовании заявила и международная еврейская организация по реституции собственности. А ее председатель Гидеон Тейлор обвинил Анджея Дуду в «уничтожении польской демократии».

Что интересно, еврейские претензии на самом деле составляют малую долю от общего числа требований по реституции имущества, большинство же исходят от поляков. Поэтому власти объясняют необходимость закона хаосом, сложившимся вокруг вопроса о праве собственности на довоенное имущество. Но в Израиле считают, что закон направлен против потомков еврейских граждан довоенной Польши.

Другая причина, по которой Брюссель недоволен Варшавой, — законопроект, предложенный правящей консервативной партией «Право и справедливость», и уже принятый Сеймом. Он накладывает ограничения на иностранных собственников польских медиа: теперь им будет сложнее получить лицензии на теле- и радиовещание. Если закон будет окончательно принят, то лицензию не сможет получить иностранное лицо (в том числе физическое), которое «находится в зависимости от другого лица, зарегистрированного за пределами Европейского экономического пространства». По мнению критиков, закон направлен против одного конкретного медиа-холдинга, СМИ которого регулярно критикуют действующее правительство — TVN (владеет в Польше несколькими телеканалами, входит в состав американской корпорации Discovery). У ее канала TVN-24 в конце сентября истекает срок действующей лицензии, и для польской власти очень соблазнительно эту лицензию не продлить.

Но для Брюсселя — это продолжение действий по установлению госконтроля над польскими электронными СМИ, начавшихся в 2015 году. Тогда Сейм утвердил новый порядок, которым ликвидировал независимость государственного радио и ТВ. С тех пор руководство и наблюдательные советы государственных каналов и радиостанций назначает не общество, а министерство государственного имущества. Так что ЕС и раньше озвучивал многочисленные претензии к властям Польши по вопросам соблюдения принципов верховенства права и усиления контроля над СМИ.

Много и других претензий европейцев к Польше. Здесь и самая жесткая в Европе политика в отношении абортов — они практически запрещены. Тут сказывается сильное влияние Католической церкви на все польское общество. Еще более болезненно для Старой Европы польское противодействие ЛГБТ. Начиная с 2019 года, около 100 местных органов самоуправления Польши объявили себя «свободными от ЛГБТ-идеологии». Это поддерживается на самом высоком уровне, из-за чего Еврокомиссия угрожает Польше серьезными санкциями.

Раньше также немало конфликтов с ЕС возникало из-за принципиального отказа Варшавы принимать мигрантов из Азии и Африки. В Варшаве отвечали, что вместо этого принимают не менее несчастных мигрантов из стран бывшего СССР — прежде всего, из Украины и Белоруссии. Ну и, наконец, «зеленая энергетика», переход на которую торжественно провозглашен в Европе. Польша — единственная страна Евросоюза, у которой до сих пор в основе энергосистемы — «страшные» угольные электростанции, и они будут работать еще долго, портя всю статистику ЕС по отказу от углеродного и ископаемого топлива.

Как объяснить такое поведение Польши? В России обычно склоняются к слишком упрощенному варианту — дескать, «пляшут под дудку США». Но это явно примитивное толкование. Неприятие азиатских мигрантов, отрицание ЛГБТ, а теперь еще и ссора с Израилем — явно не укладываются в канву потакания американским интересам. Да, Варшава опирается на Вашингтон как на центр силы, но это, скорее, чтобы показать Брюсселю свою независимость от него и побыстрее перевооружить свою армию.

А вот во всем остальном Польша проводит простую и понятную политику позиционирования себя как региональной державы, лидера всей Восточной Европы. Благо, экономика позволяет: Польша единственная в Европе демонстрировала экономический рост даже в 2008-2009 и 2020 годах. Причем рост этот, что крайне важно, обеспечивался не столько сферой услуг, сколько промышленностью. И не случайно Варшава с 2012 года отказывается переходить на евро: польский злотый является не менее крепкой валютой, зато у страны остается возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.

В политике же Варшава совершенно официально реализует концепцию «Триморья» — объединения стран, расположенных в треугольнике между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. Главные ее союзники в этом проекте — Венгрия и Румыния. Украину Польша использует как источник рабочей силы и природных ресурсов. А в случае победы в Белоруссии оппонентов Лукашенко, то можно быть уверенным, что польская политика в этой стране будет проводиться очень настойчиво.

Также очень разумный ход польских политиков — опора на консервативные силы, как внутри своей страны, так и в Европе в целом. Поляки хорошо помнят, что в сложный период преобразований в 90-е (сперва реформы Мазовецкого, потом реформы Бальцеровича), именно Католическая церковь со своей консервативной повесткой смогла не допустить коммунистического реванша в стране. Что в итоге стало залогом дальнейших успехов в экономике.

И сегодня Польша в полной мере смогла оседлать «консервативную волну» в европейской политике, становясь примером для самых разных политических сил — от защитников христианских и семейных ценностей, до тех, кому не нравится засилье мигрантов из мусульманских стран в «старой Европе».

Причем, что примечательно, самой Варшаве такая политика ровно ничем не грозит. Если уж в отношении режима Лукашенко ЕС продолжает ограничиваться «глубокой озабоченностью» и беззубыми санкциями, то применять серьезное наказание к своему строптивому члену он точно не станет. А тем более — рисковать европейским единством после ухода Великобритании.

Вячеслав Гордиенко

Подпишитесь