Posted 18 августа 2021, 18:27
Published 18 августа 2021, 18:27
Modified 30 ноября, 06:59
Updated 30 ноября, 06:59
Грузия, доходы которой в значительной степени зависят от туризма и сопутствующих ему сфер, на прошлой неделе, по данным The New York Times, заняла первое место в мире по среднесуточному приросту подтвержденных случаев коронавируса на 100 тыс. человек, и четвертую позицию по количеству смертей. Генеральный директор инфекционной больницы Тенгиз Церцвадзе подтвердил, что по заболеваемости «Грузия находится в группе лидеров». «Рост драматичный», — констатировал он.
Казалось бы, туризм должен был сильно просесть — ведь и до злополучных последних недель, когда количество заболевших за сутки перевалило за 5 тыс., многие страны объявили Сакартвело «красной зоной». Но — нет. Так называемая «четвертая волна» пандемии международных путешественников не отпугнула, и в июле, по данным Национальной администрации туризма, их количество, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, менее «ковидного» года, возросло на 435% и составило почти 260 тыс. человек, из которых более 176 тыс. отнесены к категории туристов. Но до 7 — 8 млн путешественников, посещавших Грузию в доковидные времена и тративших здесь более 3 млрд долларов, дело, конечно, в этом году не дойдет.
Более всего «покрасневшая» от «короны» Грузия востребована гражданами Турции, России, Украины, Армении и Израиля, то есть россияне находятся в соответствующем рейтинге на втором месте. Почти половина туристов прибывает в Сакартвело воздушным путем — в международные аэропорты Тбилиси и Батуми. Остальные — сухопутным. Из Турции, в основном, через КПП «Сарпи», из России — посредством пропускного пункта «Казбеги» в Верхнем Ларсе.
Чтобы въехать в страну воздушным путем, достаточно предъявить документ о прохождении полного курса вакцинации — не имеет значения, каким именно препаратом. От не вакцинированных потребуют наличие отрицательного результата ПЦР-теста, сделанного не ранее 72 часов до вылета в Грузию. Через три дня пребывания в стране иностранцу придется сделать повторный ПЦР-тест за свой счет, в противном случае его оштрафуют на $650.
Правда, только по ПЦР-тесту, без вакцинации, Грузия принимает приезжих не из всех стран, однако список «подозрительных» невелик. В него не входят Россия, другие соседние и более отдаленные от Грузии страны, например, Центральной Азии; Молдавия, Украина, Белоруссия, государства Европейского Союза; США, Израиль, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Канада, Япония и другие.
Что касается правил пересечения сухопутных границ дважды вакцинированными, им надо иметь при себе соответствующий сертификат и отрицательный результат ПЦР-теста. Для не вакцинированных — отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до пересечения границы. Тест придется повторить на третий день пребывания в стране, иначе — штраф размером в вышеуказанную сумму. Все ковид-документы должны быть представлены на грузинском или английском языке.
Как видим, условия въезда в Грузию не сложные — для тех, кто не посещал Индию в течение двух недель до визита в Сакартвело: побывавшие в этой стране проведут в карантине две недели за собственный счет.
Прежде чем объяснить, почему туристы едут в Грузию в ее самый тяжелый ковидный период (а ситуация, по данным местного Минздрава, в ближайшее время может только ухудшиться), разберемся, отчего страна, закрывшая свои границы, образовательные и дошкольные учреждения, торговые объекты, общепит; введшая строгий карантин, комендантский час, остановку работы всего городского, междугороднего, международного транспорта и т. д. при наличии менее 50 больных COVID-19, вдруг отказалась едва ли не от всех ограничений, заняв при этом первое место в мире по темпам распространения «короны».
На сегодняшний день статистика такова: всего в стране, с начала пандемии, коронавирусом заболели 484 254 человек, скончались — 6 436. В середине августа властям все же пришлось слегка ограничить активность населения — до 4 сентября в крупных городах прекращена работа муниципального транспорта (междугородний и международный действует), детских развлекательных центров. На один час — до 23.00, сокращено время работы ресторанов и кафе. Запрещены также многолюдные свадьбы, поминки и т. д. И это все, что касается «ужесточения» в условиях, когда власти готовятся развернуть полевые госпитали, поскольку коек для тяжелобольных в стационарах катастрофически не хватает.
По данным американского Института показателей измерения и оценки здоровья (IHME), к концу августа в Грузии количество жертв коронавируса может утроиться. Замглавы Национального центра по контролю заболеваний и общественного здоровья Паата Имнадзе с такой оценкой согласен. По его словам, в Грузии подтверждено 10 случаев заболеваемости штаммом «дельта плюс», а 80% активных случаев болезни вызвано дельта-штаммом.
Столь стремительное распространение коронавируса власти пытаются списать на два обстоятельства: крайне низкий уровень ношения масок (в то время как масочный режим на улице был отменен на фоне высокого уровня заболеваемости) и нежелание населения вакцинироваться.
Но, во-первых, в Грузии сильно припозднились с поставками вакцин, хотя сейчас они уже есть в четырех наименованиях (российскими вакцинами в стране не пользуются); во-вторых, отмена обязательного масочного режима была явно преждевременной, а «прощение» штрафов за не соблюдение противоковидных мер — и вовсе неуместно.
В-третьих, власти Грузии в угоду «развитию экономики» полностью открыли границы в летний сезон, и как бы горячо они ни уверяли, что туризм не отразился на резком росте «короны», такое невозможно по определению. Например, Аджария (еще недавно была в «зеленой зоне»), в которой сейчас толпы приезжих не только из-за границы, но из разных уголков Грузии, по количеству заболевших вышла в республике на второе место. Ковид-первенство принадлежит Тбилиси — приезжих и здесь полно.
И этим очень гордится грузинский премьер Ираклий Гарибашвили. «Туристические места заполнены, гостиницы забиты приезжими, мы рады, что экономика кипит», — сказал он. И добавил: экономический рост в стране после прошлогоднего спада исчисляется двузначной цифрой.
Члены неправительственной организации «Общество врачей Грузии» обратились к премьеру с открытым письмом — в нем содержится требование ужесточить меры по борьбе с коронавирусом. 720 подписантов инициируют, в том числе, запрет посещать Грузию туристам из так называемых «красных зон» или помещать их в карантин. По мнению медиков, туристы, особенно из соседних стран, зачастую предъявляют фальшивые справки о вакцинации и результаты ПЦР-тестов. Предложено также обязательное ношение респираторов классов FFP2, FFP3 (в продаже их нет), либо двух медицинских масок одновременно — в помещении и в транспорте.
Также подписавшиеся под обращением считают необходимым обязательное предъявление результатов ПЦР-тестов или справок о вакцинации при посещении ресторанов и кафе, которые должны принимать посетителей только на открытых пространствах. Но пока это всего лишь «глас вопиющего в пустыне».
Так что заставляет людей из самых разных стран мира ехать в ковид-опасную Грузию? Дешевизна? Конечно, нет. Стоимость авиабилетов резко возросла вообще, а из России и обратно еще и приходится лететь через третью страну, поскольку между РФ и Грузией более двух лет нет прямого воздушного сообщения. Цены в приличных гостиницах и на продукты питания здесь выше, чем в среднем по Европе, а уровень сервиса в разы ниже, чем в соседней Турции.
Надо думать, что секрет востребованности Грузии для путешественников состоит в природном, климатическом и культурном многообразии этой древнейшей страны. То есть здесь много чего сосредоточено в одном «флаконе»: море, горы, альпийские луга, субтропики — едва ли не джунгли; заповедники, водопады, живописные каньоны; церкви и монастыри, относящиеся к периоду раннего христианства. Наконец, экзотическая кухня и настоящий «винный рай». Словом, всего не перечесть — на любой вкус.
А к популярности Грузии для россиян совершенно не искусственным путем «пристегнута» не только географическая близость двух стран, но также культурно-историческая и религиозная. Что немаловажно: россияне, а также граждане государств постсоветского пространства, не сталкиваются в Грузии с языковым барьером. И что бы там ни говорили и ни предпринимали политики, Грузия для всех приезжих остается в высшей степени гостеприимной страной.
Пандемия. Дорого. Сервис — ниже среднего. Но люди в Грузию едут — даже на перекладных. Такой вот парадокс. Или грузинский феномен?