Posted 3 августа 2021, 12:31
Published 3 августа 2021, 12:31
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Президентские выборы назначены в Узбекистане на 24 октября — Центризбирком официально объявил о начале предвыборной кампании. В выборах имеют право участвовать только представители политических партий — институт самовыдвиженцев в стране отсутствует. Что касается зарегистрированных партий, их пять, и все они считаются провластными. Это «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана, «Адолат», Либерально-демократическая партия (УзЛиДеп) и Экологическое движение.
Две оппозиционные силы — «Эрк» и «Хакикат ва Тараккиет» попытались пройти регистрацию в Минюсте для участия в выборах, однако получили отказ. Надо думать, их политическое «кредо» входит в противоречие с «генеральной линией» и подрывает, так сказать, «демократические устои» Узбекистана, которых в западном понимании в стране нет. Как бы крамольно это ни звучало, возможно, Узбекистан сейчас крепко стоит на ногах именно потому, что не допускает внутриполитической разноголосицы в угоду демократии, потерявшей свое адекватное наполнение даже во многих западных странах.
Центризбирком для наблюдения за выборами пригласил миссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Для пущей открытости и прозрачности ЦИК позовет также наблюдателей из зарубежных стран и международных организаций, таких как СНГ, ШОС и других.
Голосовать можно и в шести консульствах Узбекистана в России — в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Екатеринбурге, Владивостоке и Новосибирске. Кроме того, отдать свой голос можно и досрочно.
Нынешний глава республики Шавкат Мирзиеев наверняка будет баллотироваться на второй срок. Мало кто сомневается — будь то в экспертном сообществе или рядовом электорате, — что он легко и без всяких фальсификаций будет переизбран на второй срок. По простой причине: реальных конкурентов у него нет. А нет потому, что за истекшие пять лет его президентства Узбекистан практически стал лидером Центрально-Азиатского региона, причем преображение страны и процессы ее реформирования не были болезненными для населения. Более того, во многом оно свободно вздохнуло.
Мирзиеев быстро помирил Узбекистан с соседями; он ведет выверенную внешнюю политику и ему трудно что-либо навязать извне; он открыл людям возможность свободного выезда из страны; разрешил операции с иностранными валютами; создал благоприятную инвестиционную среду; освободил политзаключенных (правда, считается, что не всех). СМИ при Мирзиееве стали более свободными, однако не разнузданными; сняты всевозможные табу, имевшие место при первом, ныне покойном президенте Исламе Каримове. Но при этом второй президент чтит своего предшественника, что редкость для постсоветского пространства — обычно действующая власть оплевывает предыдущую.
Критики, разумеется, упрекают Мирзиеева в том, что масштаб проводимых им экономических реформ заметно больше, нежели внутриполитических. Оппоненты узбекской власти желают видеть в стране сильную оппозицию и бурную политическую жизнь. Но нужна ли она Узбекистану, гораздо более открытому, авторитетному, модернизированному и благополучному, чем еще пять лет назад, да еще и при серьезнейших вызовах его безопасности на фоне афганских событий?
Вряд ли. Достаточно хотя бы взглянуть на «плюралистический» опыт соседа по региону — Киргизии, с ее бесконечными революционными потрясениями, коррупционными и территориальными скандалами, бедностью и прочими стрессовыми ситуациями, чтобы понять: постсоветская Центральная Азия, да и не только она на территории бывшего «Союза нерушимого», не готова к внутриполитической сдержанности и зрелости. Ведь оппозиция здесь непременно должна быть орущей, революционной, черно-пиарной, игнорирующей все правовые нормы и отбрасывающей страну на много лет назад после каждой новой силовой смены власти.
Пожалуй, для таких стран постсоветского пространства экономические реформы должны быть масштабными, суды — справедливыми, а то, что на Западе именуется «свободами» — лимитированными до определенного предела. По такому пути, вероятно, и идет Мирзиеев.
У отсутствия сильной оппозиции в Узбекистане есть еще одна причина. Во-первых, ее под корень в свое время зачистил Каримов, и за пять лет на таком выжженном политическом поле никакие сильные всходы попросту не смогли бы появиться, даже если б им был создан режим наибольшего благоприятствования. Нет у оппозиции и соответствующих навыков, чтобы выбиться в активную политическую жизнь, нет личностей, способных повести электорат за собой. Собственно, и сплоченного электората, выступающего против власти, тоже нет. Так что за Мирзиеева наверняка проголосует не менее 80% населения, пришедшего на выборы. И в заданных условиях — это лучшее, что может случиться с Узбекистаном.
При этом Мирзиеев соблюдает правила демократической «игры»: предвыборная кампания должна проходить максимально открыто, и для этого ЦИК заключил меморандум со СМИ, которые будут освещать дебаты кандидатов в президенты, их выступления на телевидении, по радио, в печатных изданиях. Хорошая возможность поработать каждому со своим и колеблющимся электоратом; поднять насущные вопросы, не решенные властью; озвучить собственную политическую программу и т. д.
Думается, ничего эпохального кандидаты в президенты не предложат — во всяком случае, того, над чем не работает действующая власть. Мирзиеев, как ожидается, будет баллотироваться от Либерально-демократической партии, председатель исполкома политсовета которой Актам Хаитов в беседе со Sputnik озвучил приоритеты этой политической силы, как то: принятие мер по облегчению условий жизни социально незащищенных граждан, снижение уровня бедности, стимулирование частного предпринимательства, поддержка женщин и молодежи. А также: повышение эффективности землепользования, обеспечение здоровой и конкурентной экономики; ставка на привлечение инвестиций с созданием новых рабочих мест и совершенствование судебной системы.
«Адолат» — социал-демократическая партия — стратегической целью ставит «удовлетворение законных требований каждого гражданина», создание сильной системы здравоохранения, реформу высшего образования, развитие науки, поддержку ученых. А «Миллий тикланиш» строит свою программу на «традиционных национальных ценностях». Народно-демократическая партия пока лишь вкратце говорит о своих приоритетах, равно как и новая Экологическая партия, но все они, так или иначе, дополняют программы друг друга и не несут в себе конфронтационного заряда.
Таким образом, надо думать, что никакой скандальной, с войной компроматов и провокационной активностью предвыборной кампании в Узбекистане не будет. И новый лидер нации в среднесрочной перспективе не появится. Вероятно, это к лучшему.
Впрочем, попытка создания еще одной политической партии в Узбекистане, резко контрастирующей с уже действующими, имеется. Узбекский блогер и политический активист Алексей Гаршин намерен превратить политобъединение «Озод Ватан» в народную партию. Сейчас, по его словам, идет подготовка к ее учредительному съезду.
Именно Гаршин «раскрыл» наличие у Шавката Мирзиеева роскошной тайной резиденции — с водохранилищем, вертолетной площадкой и прочими дорогостоящими «радостями» на территории Угам-Чаткальского государственного биосферного резервата в Ташкентской области. Президент, однако, эту информацию опроверг.
На вопрос, почему блогер идет в политику, тот ответил: «Потому что в Узбекистане … иначе ничего не получится. Система государственного управления разрушена полностью». В наличии — «пять марионеточных партий». И такая система управления, созданная Каримовым, «не преследует интересы народа».
Гаршин также заявил, что сильно сомневается в возможности создать в Узбекистане политическую партию, поскольку демократия в стране «уничтожена на законодательном уровне». «Невозможно терпеть то, что у нас происходит. Я не думал, что вообще будет хуже после господина Каримова. На данный момент … гораздо хуже», — считает блогер.
И выражается это «хуже» в том, что «участились перебои электроэнергии, идет распродажа … государственных объектов, водоемы раздали частным лицам, … идет наглый грабеж». Резкостей новоявленный политик наговорил и в адрес Мирзиеева лично, но обосновал их не особенно убедительно — на уровне эмоций.
Надо думать, что на выборах подобные эмоции будут носить ограниченный характер, и дальше определенного узкого круга людей они пока не распространятся. Мирзиеев хорошо начал свой первый президентский срок и совсем недурственно его завершает. Каким будет следующий, и сумеет ли он еще больше утвердиться в качестве желательного лидера нации и региона?
Ирина Джорбенадзе