Posted 28 июля 2021, 03:00
Published 28 июля 2021, 03:00
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Заместитель начальника Объединенного комитета начальников штабов США генерал Джон Хайтен заявил, что Соединенные Штаты выведут войска не только из Афганистана, но и из Ирака. По его словам, это необходимо для того, чтобы «в краткосрочной перспективе» сосредоточиться на угрозах, исходящих от России, а в «долгосрочной» — от Китая.
О том, так это или нет, что ждет Ирак после вывода американских войск, велика ли вероятность для Багдада полностью попасть под протекторат соседнего Ирана и что будет, если американцы уйдут не только из Афганистана, Ирака, но и из Сирии, обозреватель «Росбалта» попросил рассказать эксперта по Ближнему Востоку и политике США в этом регионе, главного научного сотрудника Института Европы РАН Александра Шумилина.
— Вы согласны с теми доводами, которые привел американский генерал Хайтен, говоря о причинах вывода американских войск не только из Афганистана, но и из Ирака?
— И да, и нет. Тут надо напомнить, что США начали заявлять о неизбежном выводе своих войск из Ирака еще в президентство Джорджа Буша-младшего, который их туда и ввел в 2003 году. Консенсуса, который был в американском обществе и в Конгрессе в 2001 году, когда американских военных направили в Афганистан, через два года уже не стало. Эта акция тогда вызвала уже известный раскол между Вашингтоном и его союзниками, при нейтральной позиции по этому поводу со стороны России.
К концу второго срока Буша-младшего Белый дом заявил о неизбежности вывода войск из Ирака во вполне обозримой перспективе. Этот тезис поддерживал и преемник Буша-младшего Барак Обама (правда, без каких-либо конкретных графиков, но установка была однозначной). С этой установкой был согласен и следующий американский президент Дональд Трамп. Однако при изменившихся условиях в регионе — это и сирийский кризис, и появление «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация), и его атака на Ирак, эти планы были отложены на неопределенное будущее. О конкретных сроках вывода американских военных тогда не мог сказать никто.
— Почему сегодня Вашингтон решил вывести свой контингент из Ирака?
— Администрация Джо Байдена сочла нынешние условия в регионе более благоприятными для того, чтобы вывести американские войска не только из Афганистана и Ирака, но и из других «горячих точек». В том числе уже заявлено о выводе военных США из стран Персидского залива, хотя пока и без четкого графика. Так что это долговременная принципиальная установка Соединенных Штатов.
— Но генерал Хайтен связал вывод американских войск из Афганистана и Ирака с угрозами, исходящими от России и Китая…
— Это можно отнести к «новым обстоятельствам» вывода военных США из этих стран. Разумеется, последние несколько лет РФ официально рассматривается Вашингтоном как противник, как угроза, несколько меньшая, чем Китай, но в одном ряду с ним и Ираном.
Как вывод немногочисленных американских военных (около двух тысяч человек) из Ирака будет способствовать усилению их на российском или точнее, антироссийском направлении — это уже дело военных.
Генерал Хайтен говорит о европейском театре потенциальных военных действий, о России. В то же время мы знаем, что Соединенные Штаты устами представителей новой администрации уже заявили, что никакого военного вмешательства с их стороны в ситуацию вокруг Украины быть не может. В случае необходимости могут быть другие способы оказания содействия украинской стороне — военная помощь в виде поставок вооружений, консультирования и так далее.
Основное направление военно-стратегического мышления в Пентагоне и политического в Вашингтоне сейчас определяется ситуацией вокруг Украины. Как там будут располагаться опорные точки США, мы увидим в конце этого — начале будущего года. Многое еще зависит от позиции Турции, от взаимодействия с ней Соединенных Штатов…
— Фактически, США отдают Ирак на откуп Ирану, который и без того сейчас там достаточно серьезно присутствует. Получается, что многолетнее противостояние Вашингтона с Тегераном американцами проиграно?
— Я бы сказал, что это сильное преувеличение. Иранцы в Ираке, конечно, присутствуют, но они там не преобладают и не слишком влиятельны. Больше того, даже иракские шииты (в Иране преобладает шиитское направление ислама и Тегеран активно поддерживает единоверцев как в Ираке, так и в других странах Ближнего Востока, — «Росбалт») не готовы во всем взаимодействовать с Ираном. Разумеется, после ухода американцев, Багдад станет ближе к Тегерану, иракское правительство будет вынуждено маневрировать, опираясь на поддержку сил западной коалиции, минимального международного контингента, который там останется в качестве консультантов и так далее. Влияние Ирана в Ираке, конечно, усилится, но не тотально.
Я, кстати, не думаю, что тот американский контингент, который до сих пор был в Ираке, оказывал сильное воздействие на ограничение возможностей Тегерана в этой стране.
— В связи с выводом американских войск из Ирака, возникает вопрос и о судьбе небольшого военного контингента США на северо-востоке Сирии. Если вернут домой и его, то территории, которые вместе с американцами сейчас контролируют курды, перейдут под контроль сирийского президента Башара Асада. Вы согласны с таким прогнозом?
— Не совсем. Военно-политическая мысль в Вашингтоне применительно к Сирии развивается таким образом, что там, с одной стороны, хотели бы предотвратить разгром курдских сил турками, а с другой, попытаться достичь некоего баланса между курдами и турецким президентом Реджепом Эрдоганом, а также передать доминирующую роль на севере Сирии Турции.
Между тем Эрдоган, как и вся турецкая верхушка, не готовы ни к взаимодействию с Асадом, ни, тем более, к уступкам ему в Идлибе или каких-либо других районах северной Сирии.
— То есть, вы считаете, что северо-восток Сирии, который сейчас занят курдскими формированиями и американскими военными, перейдет под контроль Турции?
— Скорее всего, да. Сейчас мы видим, как Байден пытается наладить отношения с Эрдоганом, преодолеть те препятствия, которые были между Турцией и США, и сделать ставку на Анкару, как на доминирующую силу на севере Сирии. Но о полном выводе американских войск отсюда, как, кстати, и из Ирака, речи не идет. Пока обсуждаются решения о прекращении операций американской армии в Ираке и о частичном выводе войск.
Беседовал Александр Желенин