Posted 23 июля 2021, 09:20
Published 23 июля 2021, 09:20
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Шевченковский райсуд Киева обязал Государственное бюро расследований (ГБР) начать досудебное следствие о возможном совершении государственной измены президентом Владимиром Зеленским и его окружением. Соответствующее заявление подала в ГБР группа лиц, включая экс-депутата Верховной рады Андрея Тетерука. Однако правоохранители дело не открыли, а потому заявители обратились в суд с жалобой на их бездействие и потребовали заставить ведомство начать расследование.
«Мы будем рассматривать жалобу на бездействие следователя ГБР, которая заключается в том, что в порядке, предусмотренном статьей 214, следователь не внес сведения в реестр досудебных расследований и соответственно не начал расследование», — заявил перед заседанием адвокат истцов.
Долгих разбирательств не потребовалось: суд удовлетворил жалобу в полном объеме. «Судья принял решение обязать ГБР поступить так, как предусматривает украинское законодательство, а следовательно: наше заявление о совершении уголовного преступления по статье 112 „Государственная измена“ зарегистрировать и внести в Единый реестр досудебных расследований», — рассказал журналистам довольный Тетерук.
Случилось то, что не имело прецедентов в новейшей истории Украины: районный (!) суд обязал Государственное бюро расследований начать расследование в отношении возможного совершения президентом и его окружением государственной измены. Речь тут идет о громкой истории, связанной со срывом операции по задержанию членов ЧВК «Вагнера».
Все началось 29 июля 2020 года, когда КГБ Белоруссии в одном из санаториев под Минском задержал 32 «вагнеровцев». Тогда белорусские спецслужбы заявили, что эти люди прибыли из Москвы, чтобы дестабилизировать обстановку перед президентскими выборами, и что еще 200 боевиков скрываются где-то в лесах (скрываются, видимо, до сих пор).
Очень быстро выяснилось, что часть из задержанных раньше воевали на востоке Украины на стороне ЛНР и ДНР. Киев затребовал их выдачи, и Александр Лукашенко пообещал это сделать. Однако 14 августа 2020 года Белоруссия передала всех России, что вызвало очень резкую реакцию украинского руководства. Владимир Зеленский назвал выдачу «вагнеровцев» несправедливым решением, последствия которого будут катастрофическими.
Так, в принципе и вышло — но только для него самого. Через несколько месяцев в украинском медиапространстве всплыла информация, что операцию по задержанию наемников воевавших на Донбассе, на самом деле готовили спецслужбы Украины. «Вагнеровцам» сделали вполне реальные контракты на работу в Венесуэле, куда они должны были лететь через Белоруссию и Турцию. Однако по плану самолет должен был сесть в Киеве, где боевиков бы арестовали.
Но не вышло, и в украинских СМИ стали писать, что данные об операции слил «крот» из окружения Владимира Зеленского. Практически напрямую в этом обвиняли главу Офиса президента Андрея Ермака. Тот в ответ заявлял, что вся история о спецоперации по «вагнеровцам» — не что иное как выдумка.
Заявлял, пока 30 декабря экс-президент Украины Петр Порошенко не признал: «Я лично санкционировал операцию по задержанию „вагнеровцев“ в 2018 году». И добавил, что позднее спецоперация была сорвана вполне конкретными лицами. «Я не дам закрыть, заговорить, оболгать или ускользнуть от ответственности за совершение преступления государственной измены. Усилиями десятков украинских героев, которые имели целью привлечь в Украину и судить тех, кто причастен к сбитию самолета MH17, — сказал Порошенко. — Я очень настоятельно рекомендую создать временную следственную комиссию и допросить всех участников процесса, а также отстранить немедленно тех, кто может влиять на объективность, независимость и честность расследования, которое точно будет проведено».
Расследование в самом деле началось, была создана парламентская комиссия, которой было поручено выяснить всю подоплеку произошедшего. Но ей много работать не пришлось: 24 июня в большом интервью Владимир Зеленский признался, что он лично позвонил Лукашенко и рассказал о «вагнеровцах», собиравших отряд в санатории под Минском.
От такого признания впали в ступор даже повидавшие всякие политические повороты украинцы. Сам же Зеленский невозмутимо и неконкретно объяснил свои действия тем, что это, мол, на самом деле была не украинская операция. «К господину Ермаку у СБУ ноль вопросов. У разведки тоже ноль. Мы с вами видели, что произошло в Беларуси, как посадили самолет, чем это закончилось. Чем заканчиваются такие случаи, к какой изоляции страны приводят такие спецоперации. Это точно не была наша операция. Я точно понимаю, что идея такой операции — это была идея других стран», — заявил Зеленский в телеэфире.
После этого, собственно, вопрос оставался только один: кто первый подаст в суд на президента Украины за государственную измену. Им оказался Андрей Тетерук, известный не только как депутат, но и как полковник, командир добровольческого батальона патрульной службы милиции особого назначения, участник боевых действий на востоке Украины, кавалер нескольких наград, включая медаль ООН.
До сих пор ничего подобного в богатой событиями политической истории Украины не встречалось. Зеленскому явно не удастся спустить это дело на тормозах: несложно предположить, что его оппоненты моментально объединятся, чтобы внимательно следить за юридической безупречностью действий ГБР. А уж с общественным контролем за такими структурами в Украине точно все в порядке.
Что будет теперь? Согласно статье 105 Конституции Украины, президент страны пользуется правом неприкосновенности: это предполагает, что к нему нельзя применить уголовно-процессуальные меры, в частности приводы и аресты. А в статье 111 указано, что президента нельзя привлечь к уголовной ответственности. Сначала импичмент, снятие с должности, а затем уже и привлечения к ответственности. Это касается именно уголовно наказуемых деяний.
Вот только объявить импичмент практически нереально. Владимир Зеленский через 9 дней после своего вступления в должность главы государства внес в Верховную раду законопроект о порядке лишения полномочий президента Украины. 23 сентября 2019 года закон был им же и подписан. Теперь парламент может снять президента с поста только в случае совершения им преступления, в том числе государственной измены. Основанием для инициирования импичмента служит письменное представление, подписанное большинством народных депутатов Украины от конституционного состава Рады.
Дальше потребуется еще много всего: создать специальную следственную комиссию, рассмотреть ее выводы, дальше получить поддержку Конституционного и Верховного судов, а потом еще и проголосовать не менее 75 процентами полного состава Рады. В общем, нереальная процедура.
Однако она, скорее всего, и не потребуется. Украинцы умеют убирать неугодных президентов и не заморачиваясь процедурой импичмента. Но при этом все понимают, что в насыщенной оружием стране следующий Майдан с самого начала будет кровавым, так что допустить его нельзя. Поэтому если действия Зеленского по результатам расследования ГБР будут выглядеть слишком вопиющими, его, скорее всего, «уговорят» подать в отставку те же олигархи, которые сделали его президентом.
Кирилл Карасев, Киев