Posted 14 июля 2021, 08:10
Published 14 июля 2021, 08:10
Modified 30 ноября 2024, 06:58
Updated 30 ноября 2024, 06:58
Накануне парламент Литвы изменил законодательство страны так, чтобы разрешить массово задерживать проникающих из Белоруссии нелегальных мигрантов и беженцев. Причина — сложная миграционная ситуация в стране, сложившаяся в последние месяцы. 12 июля еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон заявила, что количество нелегалов, прибывших из Белоруссии в Литву, составило уже 1600 человек, что в 22 раза больше, чем было в 2020 году.
Собственно, граница между Белоруссией и Литвой всегда привлекала мигрантов из неблагополучных стран — их там ловили и во все предыдущие годы. Однако все поменялось после начала «Белорусской революции»: в Литву за несколько месяцев после 9 августа бежало, спасаясь от преследований, несколько тысяч политических активистов.
Также в Вильнюс перебралась Светлана Тихановская, которая, по данным независимых подсчетов голосов, стала реальным победителем президентских выборов в Белоруссии в 2020 году. Вскоре она сформировала там свой штаб, и Вильнюс наряду с Варшавой стал (и остается до сих пор) одним из центров белорусской оппозиции.
Все это крайне раздражало официальный Минск: Александр Лукашенко регулярно публично высказывался в адрес Литвы словами на самой грани обсценной лексики. Белорусские госСМИ не отставали. Но решение, как именно отомстить Вильнюсу, было найдено не сразу.
В конце мая, выступая в белорусском парламенте, Лукашенко обратился к странам Запада со словами: «Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить». Вскоре после этого литовские пограничники забили тревогу: в начале июня министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте заявила, что количество нелегальных мигрантов из Белоруссии за 5 месяцев 2021 года было в два раза больше, чем за весь 2020-й.
Группы из Пакистана, Индии, Ирака, Сирии и африканских стран по несколько десятков человек в каждой буквально каждый день прорывались в Литву с белорусской территории лесными тропами. Литовцы их ловили, но сил не хватало. Так, только 1 июля погранслужба Литвы задержала сразу 116 мигрантов. При этом литовским пограничникам пришлось применить слезоточивый газ и оружие из-за того, что восемь человек оказали сопротивление. Среди мигрантов оказались граждане разных стран, в том числе Индии и Гамбии.
Вскоре после начала «нашествия» спецслужбы Литвы заявили, что мигранты дают практически одинаковые показания: им предлагали бесплатно попасть на территорию ЕС, потом авиарейсами целыми группами отвозили в Минск, там пересаживали на автобусы и отвозили к границе с Литвой. Далее их инструктировали некие люди в камуфляже: где переходить границу, что говорить пограничникам, как уничтожать документы, как себя вести в Литве, а на следующий день они отправлялись на переход границы.
В результате 2 июля власти Литвы объявили в стране экстремальную ситуацию. Замглавы Службы охраны границы страны Видас Мачайтис добавил, что потоки прибывающих мигрантов растут «каждый день, каждую неделю» и «возникают проблемы как у государства, так и у службы». По его словам, наладить диалог с белорусскими пограничниками не получается. «Они не идут на обмен информацией о нелегальной контрабанде и миграции, — пожаловался литовский пограничник. — Мы понимаем, что это политические действия. Когда мы сообщаем им о том, что были задержаны граждане Ирана или Сирии, то они на это никак не реагируют и не признают. Как только задержали четверых граждан Беларуси и одного из России, то они сразу же вышли на связь и попросили вернуть этих людей обратно. Однако эти люди уже получили убежище в Литовской Республике и живут здесь».
Тогда же министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что Запад, дескать, сам виноват в том, что на его территорию проникают потоки нелегальных мигрантов, а Вильнюс начал строить стену из колючей проволоки на границе с Минском, чтобы сдержать их. «Те средства, которые выделялись ранее на, может быть, более жесткую, усиленную охрану границы, мы переведем их на нужды обычного человека, нужды простых людей. Никто защищать за свой счет Запад от каких-то напастей не собирается», — сказал он, комментируя введение европейцами экономических санкций против официального Минска.
Позднее Александр Лукашенко не стал снимать с себя ответственность за наплыв мигрантов в Литву. «Я честно сказал, что мы не будем больше держать тех, кого вы гнобили в Афганистане, Иране, Ираке. У нас нет на это ни денег, ни сил, в результате ваших санкций», — заявил Лукашенко. По его словам, «никто не знает, что происходит в Литве и на границе».
Тогда 26 июня министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте заявила, что Литовская Республика намерена не только возвести забор по всей протяженности границы с Беларусью, но и покрыть полосу видеонаблюдением (сейчас видеоконтроль охватывает только 38% госграницы). Также глава МВД прямо обвинила официальный Минск в налаживании незаконных каналов миграции. Она утверждает, что в этом замешана белорусская погранслужба, что это проблема всего Евросоюза, а не только Литвы, которая хочет получить финансирование от ЕС на решение неожиданной пограничной проблемы.
Европа отреагировала: Европейское агентство пограничной и береговой охраны FRONTEX направило в Литву несколько десятков своих офицеров. В свою очередь, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что мигранты прилетают в Минск прямыми регулярными рейсами из Багдада и Стамбула.
Впрочем, литовцы нашли-таки асимметричный ответ на действия белорусской стороны. 5 июля Габриэлюс Ландсбергис заявил о признании офиса Светланой Тихановской официальным представительством белорусской демократии. Проще говоря, офис Тихановской получил дипломатический статус.
Через день, 7 июля, премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните оценила наплыв нелегальных мигрантов как гибридную агрессию со стороны властей Белоруссии не только по отношению к Литве, но и всему Евросоюзу. По ее словам, правительство страны решило призвать на помощь армию, чтобы увеличить количество людей, которые физически будут следить за порядком на границе.
10 июля литовские пограничники отрапортовали о том, что построили первые полкилометра ограждения из колючей проволоки на границе с Белоруссией. Об этом сообщил командир инженерного батальона имени Юозаса Виткуса полковник-лейтенант (подполковник) Павелас Елькинас. Он уточнил, что первый участок ограждения установлен в зоне ответственности пограничной заставы в Друскининкае. Сейчас Литва ждет дополнительного финансирования со стороны ЕС на строительство заградительных сооружений. А пока там идет усиление за счет армии: более 100 литовских военных с 10 июля патрулируют границу с Белоруссией.
Попутно литовцы решили взвалить проблему с нелегальными мигрантами на плечи ЕС. Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис предложил Евросоюзу рассмотреть санкции против официального Минска из-за ситуации на белорусско-литовской границе. Эту идею 12 июля поддержал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель: он заявил, что ЕС готов ввести дополнительные санкции в отношении белорусских властей.
Мелкая мстительность всегда была свойственна Александру Лукашенко — об этом рассказывают, в частности, все его бывшие соратники. Но теперь то, что он «гадит» соседям-литовцам именно таким образом, указывает еще и на то, что на серьезные действия против Литвы белорусские власти неспособны. Впрочем, один из белорусских наблюдателей изложил «Росбалту» совсем другую версию происходящего.
«Это же гениальная идея: закрыть границу с Евросоюзом руками самого Евросоюза. Было множество прецедентов, когда в случае опасности белорусские граждане бежали лесными тропами в Польшу или Литву (иногда пользуясь услугами проводников) — это позволяло состояние границы. А перебравшиеся единицы не были обузой для Европы, — сказал наш эксперт. — Теперь же получается, что, собрав бабло с доверчивых граждан Афганистана и Ирака и перебросив их через границу, у нас в сухом остатке оказывается закрытая граница, но силами и средствами противника! Огромный плюс — это самоокупаемость проекта. Не надо даже копейки денег вкладывать. Главное, что результат восхитительный».
Вячеслав Гордиенко