Posted 13 июля 2021, 09:20
Published 13 июля 2021, 09:20
Modified 30 ноября, 06:58
Updated 30 ноября, 06:58
Пляжи в Абхазии в разгар туристического сезона если не полностью пустуют, то, во всяком случае, близки к этому. Туриндустрия частично признанной республики ожидала увеличения потока приезжих за счет «закрытия Турции», которая вдруг так некстати открылась, а потом и ужесточения в соседнем Краснодарском крае условий расселения в гостиницах. Напомним, от гостей там требуют либо справку о прохождении полного курса вакцинации, либо документ с отрицательным ответом ПЦР-теста.
Но ожидания не оправдались: россияне отменяют брони в абхазских гостиницах. Местные туроператоры объясняют это обеспокоенностью потенциальных визитеров тем, что Апсны пойдет по стопам Краснодарского края и тоже потребует от них доказательств ковидной «стерильности». Строго говоря, она давно должна была это сделать в условиях резкого роста у себя заболеваемости коронавирусом, причем в условиях «временного» провала вакцинации, дефицита коек, медицинского оборудования, лекарств и персонала в больницах.
На сегодняшний день общее количество случаев заражения COVID-19 в Абхазии приблизилось к 19 тысячам, скончались 270 человек. Цифры критические для малюсенькой страны, численность населения которой не дотягивает до 180 тысяч — это в то время как до распада СССР автономную республику в составе Грузии населяло более полумиллиона людей разных национальностей, а до грузино-абхазской войны — порядка 250 тыс.
Сейчас зараженных ковидом лечат в пяти больницах — в большинстве из них количество коек можно пересчитать по пальцам обеих рук. Самая большая нагрузка приходится на Гудаутский ковид-госпиталь, в котором аппарат компьютерной томографии, критически необходимый в условиях пандемии, поражающей, в первую очередь, легкие, то работает, то простаивает. На прошлой неделе за его программную перезагрузку (она «слетела» из-за перепада электроэнергии) взялись белорусские специалисты.
По свидетельству главы Минздрава Эдуарда Бутба (его цитирует Sputnik), в этом году абхазским медикам приходится справляться с пандемией собственными силами, в то время как в прошлом году им помогали российские коллеги. Кроме того, в Сухуме был развернут мобильный многопрофильный госпиталь Минобороны РФ. Сейчас всего этого нет, хотя заболеваемость растет.
Министр также подчеркнул, что коронавирус находят и у детей. Если их состояние тяжелое, то маленьких пациентов направят в Гудаутскую больницу для специализированного стационарного лечения. Заметим, что «короной» болеют в Абхазии и новорожденные — двое младенцев доставлены в одну из детских клиник Тбилиси. Их состояние крайне тяжелое, они находятся на управляемом дыхании. Выявлен так называемый «индийский штамм» возбудителя заболевания.
Но и в Грузии ситуация с пандемией тяжелая — с ее начала заболели около 378 тыс. человек; скончались 5 460. Но здесь хоть система здравоохранения не рухнула, полегчало и с прививками — как в плане обеспечения вакцинами, так и прививочной активности населения. Однако многие ковид-ограничения в Грузии сняты, что не способствует эффективной борьбе с «короной»: тенденции к сокращению заболеваемости пока нет, она стабильно высока. Если брать за основу суточный прирост новых случаев — в среднем он держится в последний месяц на уровне 1 тыс. человек в день. То есть на 100 тыс. населения это примерно в полтора раза больше, чем в России. Да и показатели ежедневной смертности от «короны» не блестящие.
Абхазские эпидемиологи говорят о недопустимости высокого уровня «разболтанности» местных жителей, в большинстве своем не признающих ношения масок и соблюдения дистанции между людьми. Накануне (12 июля) в республике вступили в силу дополнительные антиковидные меры, но касаются они, в основном, приостановления работы театров, музеев, библиотек, концертных залов. Многолюдные свадьбы, развлекательные мероприятия, поминки тоже не приветствуются. Но в Абхазии ограничительные меры работают плохо, и контроль за их выполнением не удовлетворительный.
Министр Бутба говорит: «Мы расслабились, начали вести себя свободно, маски мы не носим, проводим массовые мероприятия, и это приводит к тяжелым последствиям». Он просит население помочь врачам соблюдением всех предписанных мер защиты от ковида.
А что же вакцинация? Еще в апреле Россия поставила в Абхазию 6,5 тыс. доз вакцин, то есть «каплю в море». Их давно использовали, и теперь в лучшем случае новую партию придется ждать до начала августа. И если еще недавно желающих привиться было мало, то теперь ситуация кардинально меняется — уж слишком много заболевших и умерших при нижайшем уровне местной медицины.
Парадоксально, но факт: люди ждут вакцин, при этом мерами безопасности пренебрегают, хоть и боятся заболеть. В том числе и потому, и это признают абхазские власти, что многие не имеют возможности лечиться в домашних условиях и, подцепив «корону», рвутся в стационар. А мест-то нет.
Печальная картина, во многом объясняющая, почему у российских туристов абхазские пляжи и красоты в малой чести. Надо сказать, что для приезжих из РФ диагностика и лечение коронавируса в государственных медучреждениях Абхазии — бесплатные. И трое российских туристов, больных коронавирусом и, возможно, приехавших с ним в Апсны (контроля же за наличием у них болезни на границе нет), лечатся в Абхазии. Но вообще, по свидетельству главврача Сухумской инфекционной больницы Астамура Гуния, обращаемость российских туристов в медучреждения Абхазии высокая. Разумеется, относительно их малого присутствия в республике.
В общем, бурного туристического сезона, как рассчитывали туроператоры, рестораторы, простое население, сдающее «койки» и работающее в сфере торговли и услуг, не получилось. И все же министерство туризма уверяет, что в этом году «Страну души» посетит полмиллиона гостей.
Еще один аспект: криминогенная обстановка в Абхазии остается тяжелой. И обостряется она в туристический сезон — с приезжих есть чем поживиться или просто на них обозлиться. Абхазские власти обещают положить конец преступности, и все никак этого не сделают. И только началось лето, как в Пицунде местный житель открыл стрельбу в кафе. Ранены двое российских туристов. После оказания им первичной помощи в Абхазии, они были перевезены в Россию.
Глава Совета безопасности Апсны Сергей Шамба назвал произошедшее в Пицунде «последней каплей», сказав при этом, что сейчас криминогенная обстановка в Абхазии все же лучше, чем раньше: «Значительно уменьшились похищения, убийства, преступления тяжелого характера. Наша задача — обеспечить внутреннюю безопасность нашей страны». А президент Аслан Бжания после отпугивающего туристов пицундского инцидента распорядился усилить меры по обеспечению безопасности приезжих. Теперь вот разрабатывается (который по счету) проект реформирования правоохранительной системы.
В общем, к преступности, плохому сервису, подорожанию услуг, провалу в секторе здравоохранения Абхазии и прочему непрезентабельному добавилась еще и тяжелая эпидемиологическая обстановка. Теперь абхазы рассчитывают на доходы от туризма зимой, когда, как они говорят, «корона уйдет — турист придет». Но это вряд ли. В финансово ощутимом количестве — во всяком случае.