Posted 19 июня 2021, 04:05

Published 19 июня 2021, 04:05

Modified 30 ноября, 06:56

Updated 30 ноября, 06:56

Почему Эстония — не Россия, и даже не Украина

19 июня 2021, 04:05
Конечно, и в этой республике многие недовольны своей жизнью, и «туристу» интересно самому разглядеть не только ее плюсы, но и минусы — если удастся.

В советские годы, о которых вспоминаю с теплотой и благодарностью, я успел посетить почти все республики СССР (кроме Казахстана и Средней Азии). Будучи еще студентом, мы с друзьями в 1979 году побывали в Таллине, Тарту, Выру, Риге и Юрмале, лет через 10 после этого гостил и в Вильнюсе. Об этих поездках остались исключительно теплые воспоминания.

В последние годы, уже живя на Украине, география моих путешествий приросла европейскими странами, но и о старых знакомых не забываю. Часто навещаю свою родину — любимую Грузию, где встречаюсь со своими друзьями и отдыхаю. Реже бываю на исторической родине — Армении. Приходилось жить и работать в России. В последние несколько лет часто и подолгу бываю в Эстонии. Поскольку путешествуем мы с супругой на автомобиле, то по пути в полюбившийся нам Тарту мы проезжаем через Беларусь и Латвию. Так что могу провести некое, не претендующее на глубокий анализ, сравнение условий жизни и менталитета жителей Беларуси, России, Украины Эстонии, рассказать о сходствах и различиях.

Эх, дороги…

Меня, как активного автомобильного путешественника, разумеется, интересуют дороги, заправки, цены на топливо. На Украине, несмотря на пафосное заявление президента Владимира Зеленского о «Большой стройке», большинство дорог в ужасном состоянии. В хорошем качестве только две правительственные трассы: из Киева в аэропорт Борисполь и в Конча-Заспу, где находятся дома и дачи власть имущих. Сносно можно проехать из столицы через Львов до Краковца, Чопа, Ужгорода (т.е. до границ с Польшей, Венгрией и Словакией), а также до Чернигова и далее до белорусской границы в сторону Гомеля. По одесской трассе (некогда называемой украинским автобаном) ездить можно лишь с большой осторожностью и бесчисленными матюками. Про «направления» в провинции писать не буду — цензурных слов не найду, а остальные редактор все равно удалит.

В Беларуси качество дорожного покрытия намного лучше, чем на Украине и в Латвии, но чуть хуже, чем в России. А безоговорочным лидером по качеству дорог является Эстония, хотя тут и нет автобанов как таковых. К Минску со всех концов страны ведут 4-полосные магистрали, по которым можно ехать чуть быстрее стандартных 90 км/час, правда все эти дороги в столицу платные (необходимо купить и установить транспондер). Довольно много в белорусских населенных пунктах видеокамер, фиксирующих скорость автомобилей (кстати, в отличие от соседних России и Украины тут нет не наказуемых +20 км/час). К счастью, по маршруту Гомель — Могилев — Витебск — граница с Латвией мы едем на шару. Платим, разумеется, только за топливо. На пути из Киева в Москву также есть платные участки дороги, которые можно назвать автобанами.

Тут любопытная деталь: цена на А-95 и солярку на всех АЗС Белоруссии одинаковая, подавляющее большинство заправок — государственной компании «Белнефтехим», изредка встречаются «Лукойл» и «Татнефть». Для сравнения: литр А-95 в России, Беларуси, Украине и Эстонии — 0,54; 0,65; 0,91 и 1,4 евро соответственно, дизель — 0,54; 0,65; 0,86 и 1,21 (без учета скидок по дисконтным картам).

И еще несколько слов о самих АЗС. На Украине их очень много, большинство из них — большие и просторные, с полноценными кафе при них, так что, путешествуя по стране, голодными не останетесь. В Беларуси и странах Балтии заправок неизмеримо меньше, там редко когда можно перекусить чем-либо, кроме «горячей собаки» и пирожных с мороженым. А в Эстонии еще много мини-АЗС, где нет ни оператора, ни здания: только навес над колонками для самостоятельной заправки.

Где эта улица, где этот дом…

Тут самое время рассказать о главном отличии эстонской провинции от трех остальных рассматриваемых в этой статье стран. Дело в том, что маленькие городки этой северной республики (даже те, в которых меньше 10 000 проживающих) инфраструктурно ничем не отличаются от столицы или Тарту. В них такие же качественные дороги, ухоженные парки, есть сетевые супермаркеты и АЗС, имеются кафе, аптеки и все остальное, необходимое для комфортной жизни.

Есть в Эстонии и деревушки, больше напоминающие хутора — и они все аккуратненькие и красивые (есть немало и вовсе одиноких усадьб отшельников). И не видел ни одного покосившегося или заброшенного дома, которых немало вдоль трасс в России, Латвии и порой в Беларуси. Кстати, в Латвии на границе с Эстонией есть городок Апе — он очень похож на эстонских «собратьев». В украинских деревнях (могу говорить лишь о тех, которые расположены вдоль дорог) заколоченных домов также не видел, но эти поселения (не сами дома) по ухоженности все же уступают, конечно, эстонским.

В чем же причина таких разительных отличий республик, которые еще 30 лет назад были единым целым? По всей видимости, в исторических традициях, менталитете, культуре людей, проживающих на той или иной территории и стране. К примеру, когда наши друзья на Украине видят фото из Эстонии, то их первая реакция почти всегда такая: «Как же там чисто!» Действительно, на эстонских улицах практически невозможно увидеть брошенный окурок или упаковку мороженого, благо мусорных баков и урн предостаточно. Жители Украины (да и россияне тоже) почему-то по этому поводу не заморачиваются: могут непотушенную сигарету пульнуть с балкона или в окно автомобиля. А о том, чтобы донести ненужную вещь до урны, чаще всего просто не задумываются: ведь кругом и так намусорено, так отчего же не добавить туда свою бутылочку из-под пива? В Эстонии же иное отношение к отходам: их сортируют по раздельным бакам, а увиденную кем-то оброненную бумажку могут поднять и донести до урны.

Почем килограмм комфорта?

Владимир Зеленский все грозится превратить Украину в «страну в смартфоне». Желание, в целом, похвальное, но хорошо было бы для начала закончить с «эпохой бедности» (что он среди всего остального пообещал в предвыборный период), чтобы все жители, даже пенсионеры и инвалиды (особенно в провинции) могли позволить себе купить смартфон.

В России очень гордятся создаваемыми там многофункциональными центрами, их количество и число предоставляемых ими услуг постоянно растут. Такие же центры есть в Грузии, да и на Украине пытаются открывать нечто подобное. Так вот, всего этого нет в Эстонии — здесь абсолютно все вопросы можно решить, не выходя из дома, даже паспорт новый получить (причем как гражданам, так и обладателям «серых паспортов»). Записаться на прием в больницу или полицию, вызвать сантехника или иного мастера — для этого необходим только интернет. И сделать это можно на любом из трех языков: эстонском, русском, английском. В «диджитализированной» Украине этого нет (равно, как и возможности общаться с государством на ином языке, кроме государственного).

Таким образом, в Эстонии искоренены бумажные справки. К примеру, когда я обратился в Департамент полиции и погранохраны с просьбой разрешить нам с женой въехать в республику, то на следующий день (это подчеркиваю для тех, кто поддерживает миф о медлительности эстонцев) пришло простое электронное письмо с разрешением на въезд. Когда я попросил прислать мне это разрешение на бланке, то натолкнулся на полное непонимание: а зачем, мол, оно мне, когда уже есть это письмо? В Беларуси, России и Украине пока еще в ходу бумажный документооборот.

Во дворе дома в Тарту, где мы снимаем квартиру, каждые две недели подстригают траву — газон такой идеальный, что можно футбольный матч проводить. Другой работник также регулярно приезжает на обслуживание… мусорных баков: осматривает их и протирает крышки дезинфицирующими жидкостями. Как-то утром на ближайшем перекрестке (включая выезд из нашего двора) увидел дорожных рабочих, которые перекрыли движение и явно собирались ремонтировать дорожное покрытие. «Вот же не повезло», — подумал я, памятуя о том, что вечером мне необходимо поехать по делам. На Украине этот ремонт растянули бы минимум на неделю, но в Тарту это заняло несколько часов: к обеду рабочих и след простыл, об их утреннем «нашествии» напоминал только свежий асфальт на проезжей части. Надо бы сюда на стажировку киевского мэра Виталия Кличко, который разрешает многомесячные ремонты столичных путепроводов и улиц, создавая тем самым адские условия для жителей.

В заключение необходимо сказать прописную истину: все в мире относительно и познается в сравнении. Когда была опубликованы мои предыдущие статьи, в которых рассказывалось об Эстонии, то в соцсетях нередко проскальзывали комментарии местных жителей о том, что я несколько идеализирую их жизнь, и у них есть немало проблем. Охотно верю: идеального места для жительства, видимо, просто не существует. Всегда найдутся люди, которые увидят там недостаток, и не один.

Гурген Григорян, Тарту

Подпишитесь