Posted 7 июня 2021, 07:20
Published 7 июня 2021, 07:20
Modified 30 марта, 09:46
Updated 30 марта, 09:46
Если на Украине и есть в чем-то полный общественный консенсус, так это в том, что главное зло для страны — олигархи, группа крупных бизнесменов, по сути, поделившая страну на части. Олигархи — наследие 90-х и сделанных тогда ошибок, в числе которых — приватизация самых крупных предприятий и даже естественных монополий. Так родилась группа «непотопляемых» бизнесменов-миллиардеров (20-30 человек, смотря как оценивать), которые контролируют все ключевые отрасли экономики. Как говорят злые языки, сам Владимир Зеленский — креатура одного из самых одиозных олигархов, Игоря Коломойского.
Все предыдущие президенты много говорили о необходимости борьбы с влиянием олигархов на страну, но на практике либо сами были олигархами (Порошенко), либо активно их плодили (Янукович). А вот Зеленский рискнул объявить супербогачам войну. Правда, политологи сейчас спорят — это война или игра в войну.
Вечером 2 июня президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную раду проект закона о деолигархизации. Его полное название — «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)». Владимир Зеленский определил его как неотложный, а парламентский Комитет по нацбезопасности, обороне и разведке — профильным при рассмотрении.
В законопроекте обозначены четыре критерия, по которым будут определять олигархов:
— он имеет активов на 1 млн прожиточных минимумов (2,270 млрд гривен или $83,3 млн);
— он имеет значительное влияние на СМИ: является бенефициаром или иным образом контролирует средства массовой информации, либо был таковым на момент вступления закона в силу, но потом передал эти СМИ «связанному лицу с неидеальной деловой репутацией»;
— он принимает участие в политической жизни: работает чиновником или возглавляет орган исполнительной власти, связан с таким лицом, либо руководит политической партией, либо финансирует партию, агитацию или проведение митингов;
— является бенефициаром или контролером естественной монополии или монопольной на рынке компании.
Чтобы того или иного человека признать «лицом, которое имеет значительный экономический или политический вес в общественной жизни», достаточно, чтобы он подпадал под три из четырех критериев. Впрочем, сами критерии, мягко говоря, неидеальны. Сумма активов менее сотни миллионов долларов выглядит смехотворной даже по меркам украинского бизнеса — все, кого в стране привыкли считать олигархами, имеют по несколько миллиардов. Лиц, «имеющих значительное влияние на СМИ» — еще больше, чем миллионеров. Ну и так далее, ни один из критериев не выглядит четким и однозначным.
Далее, в законопроекте прописано, что определять, кто является олигархом, будет Совет национальной безопасности и обороны. Но не по собственной инициативе, а по представлению Кабмина, члена СНБО, Нацбанка, спецслужб или Антимонопольного комитета. Если некое лицо признают олигархом, оно вносится в специальный реестр. В нем же будут фиксироваться и отчеты о контактах с таковым лицом — их после принятия закона будут обязаны подавать публичные служащие, включая судей и военных с «большими звездами».
Ограничения для самих олигархов неожиданно оказались совсем не впечатляющими. Они включают:
— обязательную подачу деклараций, в том числе о контактах с госслужащими;
— запрет на взносы в поддержку политических партий;
— запрет быть бенефициаром или покупателем объектов большой приватизации.
Сказать, что украинская общественность ожидала большего — ничего не сказать. В законопроекте не обнаружилось ни принудительного расчленения крупных медиа-холдингов, ни запрета на приобретение больших площадей сельскохозяйственных угодий — и это при том, что половина украинских олигархов «выросла» как раз в агропроме.
В парламентской оппозиции, конечно, тут же заявили, что законопроект противоречит Конституции, превращает СНБО из консультативно-совещательного органа в «некого монстра», а критерии определения, кто есть олигарх, очень размыты. Но голос оппозиции прозвучал очень неуверенно. На Украине хорошо известно, что каждый из нардепов находится на содержании у того или иного крупного бизнесмена — даже специальные «таблицы соответствия» имеются.
«В Офисе президента, видимо, согласились с постулатом о том, что наряду с войной олигархи — главная проблема современной Украины, и решили устроить с ними борьбу, пока на словах. В СМИ были слиты черновики антиолигархического законопроекта, после прочтения которых появилось впечатление, что его цель — вовсе не преодоление конфликта интересов, вызванного слиянием политиков, медиа и крупного бизнеса, — сказал „Росбалту“ украинский политический обозреватель Денис Захаров. — Следующим шагом после принятия законопроекта должна была бы стать большая распродажа украинских медиа. Это выглядит логичным, поскольку власть до сих пор не обладает весомым медиаресурсом и вынуждена договариваться с собственниками четырех основных телегрупп. Впрочем, опровержение „слива“ текста документа чиновниками администрации показало, что у Зеленского пока прощупывают общественное мнение относительно такого развития событий».
Сами олигархи уже отреагировали на появление документа. Игорь Коломойский заявил, что привык, когда его называют олигархом. Поэтому попасть в реестр, предусмотренный законопроектом, для него не страшно. Более того, продавать свои активы он не собирается даже «под дулом пистолета». «Костюм сошью и нашью на него звезду «Олигарх», — резюмировал он.
В свою очередь, пресс-секретарь самого богатого бизнесмена Украины Рината Ахметова сказала журналистам: «Ринат Леонидович олигархом себя не считает и был бы удивлен, если бы его признали. Ринат Ахметов — крупнейший украинский инвестор. Компания SCM уже более 20 лет инвестирует в Украину и является крупнейшим работодателем и налогоплательщиком». По словам пресс-секретаря, все бизнес-активы Ахметова, в том числе медиаресурсы, «приобретены законным путем и работают прозрачно».
Важный для понимания ситуации момент: борьба с олигархами — обязательство Зеленского перед ЕС. 6 октября 2020 года президент Европейского совета Шарль Мишель и вице-президент Еврокомиссии Жозеп Боррель вместе с Владимиром Зеленским подписали в Брюсселе совместное заявление, где, в частности, сказано: «Мы приветствуем обязательство Украины бороться с влиянием частных интересов (деолигархизация)».
Законопроект предполагается принять между 15 по 18 июня, когда Рада будет работать в пленарном режиме. Но уже сейчас в украинском политикуме задаются вопросом: «Что это было?» Потому что реальных рычагов воздействия на олигархов в законе нет никаких. Скорее, наоборот — появится суперэлитарный клуб «включенных в реестр» миллиардеров, и для Украины это будет покруче списка Forbes.
Кирилл Карасев, Киев