Posted 5 июня 2021, 04:36
Published 5 июня 2021, 04:36
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
А почему, собственно, русские и русскоязычные по-прежнему не спешат воспользоваться этим приглашением? Рассмотрим эту тему на примере Эстонии. В фейсбучной группе «Наша Эстония» под новостью от Мишустина был задан вопрос: «А вы бы переехали?» Вот наиболее характерные ответы.
— А мы там нужны?
— Телевизор — российский, а холодильник — эстонский.
— А что предлагают? Гектар земли на Дальнем Востоке?
— На условиях рабов?
— Я бы в Крым уехала — это моя историческая Родина.
— Нет, спасибо. Старая программа переселения — это полное фиаско. А судя по нынешней экономической ситуации в России, новая программа несильно будет отличаться от старой.
— Шо, опять? Похоже мы накануне грандиозного шухера! Если все будет так же бездарно и цинично как до этого, то очередных легковерных соотечественников не найдется.
— Ура-патриоты уже не те, поумнели. Да и не ждут нас особо на исторической Родине, ну разве что с серьезным капиталом. У меня есть свой негативный опыт, да и разные мы, с иным менталитетом и понятиями.
— Для начала неплохо бы возобновить выдачу нам электронных виз.
— Тема совсем не нова. В начале 1990-х туда рвались в Россию тысячи жителей Эстонии и столкнулись с нежеланием местных властей их принимать. У переезда в Россию масса проблем и трудностей. Но если уже есть работа и родные или друзья, то можно пробовать. Самое главное — без иллюзий.
Получается, что русскоязычным не так уж плохо живется в балтийской республике? Обратимся к статистике. В 2021 минимальная заработная плата в Эстонии составляет 584 евро (до вычета налогов). В сентябре 2020-го средняя зарплата была 1457 евро. Понятно, что этим показателям далеко до соседних скандинавских стран или Швейцарии, но, тем не менее, желающих переехать сюда немало. Департамент полиции и погранохраны Эстонии установил на этот год иммиграционную квоту в 1315 человек, а ходатайств на получение вида на жительство уже подано более 1600. В это число не входят иностранные студенты эстонских вузов — они ВНЖ получают автоматически на все время учебы, после чего могут оставаться в республике еще 270 дней (например, для поиска работы). Чем многие выпускники успешно и с удовольствием пользуются.
По данным Департамента статистики, на 1 января 2021 года численность населения в Эстонии составляла 1 338 068 человек. Хотя это меньше, чем было жителей на момент приобретения независимости (1,5 млн). Начиная с 2017-го, число приехавших (вернувшихся) в Эстонию превышает количество эмигрантов, при этом среди новичков больше мужчин. Уезжали из Эстонии, в основном, в три страны: в соседнюю Финляндию (до которой паромом подать), Великобританию и Германию. Среди возвращенцев много «финнов» и «англичан», а также «россиян».
Департамент статистики утверждает, что в последние годы больше людей, приезжающих жить в Эстонию, нежели уезжающих из нее, особенно много желающих переехать сюда среди граждан Украины и Индии, что помогает республике сохранять стабильную численность населения. В 2020 приехало на 3800 человек больше, чем покинуло страну. В 2015–2019 список основных стран иммиграции был таков: Россия, Украина и Финляндия (но в 2020 Украина опередила Россию). За эти 6 лет Италия и Испания выпали из первой десятки, а их место заняли Белоруссия и Индия. Значительно увеличилась и доля иммигрантов из Латвии. В последнее время в Эстонию ежегодно прибывало около 1500 человек, родившихся на Украине, а в 2020 это число даже превысило 2000.
Кстати, в годы советской «оккупации» население в Эстонии росло. В том числе, и за счет «понаехавших» — ведь в СССР, в принципе, можно было жить и работать в любом месте (пожалуй, кроме Москвы и Ленинграда). Но тут есть нюанс. Если, допустим, после уничтожения Михаилом Горбачевым Советского Союза в Грузии все проживающие на тот момент в республике автоматически получили грузинское гражданство, то в балтийской республике с этим было проблематичнее. Мой живущий в Тарту русский друг Юрий имеет серый паспорт — т. е. он лицо без гражданства. Хотя родился и с тех пор живет и работает здесь, его мама и жена — граждане. В принципе, и он может получить полноценный паспорт — для этого ему надо сдать несложный экзамен на знание государственного языка и Конституции. Но он не хочет это делать из принципа, да и не видит в этом необходимости — ведь у него есть все права гражданина, кроме возможности избирать депутатов парламента. А вот если возникнет желание сделать политическую карьеру, то с этим гораздо сложнее.
Нужно быть именно этническим эстонцем, а не просто гражданином Эстонии, чтобы пробиться к высоким должностям. И это подтверждено сухими цифрами статистики: лишь 3% мест в министерствах и ведомствах балтийской республики занимают представители «некоренных национальностей», — рассказывает журналист из Таллина Владимир Барсегян. «Так называемое демократическое эстонское государство только на словах таковым является, а, по сути, мы видим родоплеменное устройство общества с формирующейся национальной аристократией. И чужим по крови здесь места нет, вернее, оно есть, но уж больно незавидное, что подтверждается еще одним недавно проведённым исследованием, которое получило название „Мониторинг интеграции за 2020“, — говорит Барсегян. — Эксперты установили, что если в 2016 году только 16% не эстонского населения были уверены, что им в стране не рады, то сейчас так думают 29%. Откровенно называют себя людьми „второго сорта“ 38% не эстонцев, а в 2016 так о себе говорил 21%. Естественно, что в подобных сложившихся обстоятельствах иноязычное население (в первую очередь, самая молодая и деятельная его часть) старается уехать из страны. В прошлом году так поступили 12 427 человек — для маленькой Эстонии это очень много».
Конечно, все познается в сравнении. В Эстонии не так уж плохо живется, особенно если сравнивать ее с самой бедной страной Европы — Украиной. И даже комфортнее, чем в двух других балтийских республиках. Называть их «сестрами», в отличие от советского периода, уже не стоит, и не только по существенной разнице в уровне жизни. Две южные страны сейчас тяготеют к Польше, а Эстония «дружит» с Финляндией и другими скандинавскими странами.
И опять же, в отличие от Украины, все глубже впадающей в русофобию, даже при наличии местных националистов, можно констатировать весьма лояльное отношение к русскоязычным. С представителями всех государственных структур можно общаться на родном языке; на АЗС и в супермаркете на кассе самообслуживания три языка (эстонский, русский, английский). Вообще, в сфере услуг, торговли, общепита вполне можно обойтись без знания эстонского. И все еще есть русские школы и не запрещены российские телеканалы и сайты.
Видимо, это в совокупности с лояльным отношением к приезжим и качеством жизни, дорог, продуктов и прочим, и является магнитом для трудовых мигрантов (в последние годы особенно много их из Украины). Ну а то, что уезжает молодежь из Эстонии — так это естественный процесс практически для всех стран: в XXI веке умным, талантливым и работающим кадрам рады везде.
Гурген Григорян, Тарту