Posted 11 мая 2021, 13:50
Published 11 мая 2021, 13:50
Modified 30 марта, 11:45
Updated 30 марта, 11:45
Чехия и Болгария пользуются полной поддержкой Европейского Союза, заявил верховный комиссар ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель. В то же время, вопрос высылки российских дипломатов из европейских стран, несмотря на прямую просьбу об этом чешского премьера Андрея Бабиша, на повестке дня не стоит. Таким образом, Брюссель как будто специально толкает Чехию (а заодно и Болгарию) в лагерь стран, ориентирующихся в вопросах безопасности не на Евросоюз, а на НАТО и, в первую очередь, США.
Чехия уже почти месяц пытается добиться от ЕС солидарности в ее противостоянии с Россией. Точнее, хоть какой-нибудь поддержки не на словах, а на деле. Однако Прагу вначале просто демонстративно игнорировали, а теперь, можно сказать, ей прямо отказали. Причем именно Боррель, который в феврале этого года ездил на переговоры в Москву. Тогда этот его шаг вызвал критику со стороны многих европейских политиков, назвавших позицию главы европейской дипломатии соглашательской.
Еще в начале чешско-российского противостояния, когда Прага официально обвинила российские спецслужбы в причастности к взрывам на военных складах около деревни Врбетице, в нежелании вводить какие-либо новые санкции против Кремля косвенно расписалась и Ангела Меркель. Формально ее речь была посвящена «Северному потоку-2», который, по ее мнению, «обязательно надо достраивать». Но федеральный канцлер Германии упомянула и о том, что нет необходимости идти на новое обострение отношений с Москвой.
В тот момент такая сдержанность была легко объяснима. Россия проводила на границах Украины масштабные военные учения, и ЕС с НАТО опасались, что маневры могут перерасти в полномасштабное вторжение. Тем более что кремлевские представители регулярно заявляли о возможности защиты своих граждан на территориях самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, где выдано не менее 400 тысяч российских паспортов.
Российские войска затем вернулись в места постоянной дислокации, а вот позиция Евросоюза не изменилась. Несмотря, кстати, и на недавний саммит девяти «восточных» стран ЕС с участием США. В объединение «В9», появившееся в 2015 году после Крыма и начала военных действий в Донбассе, входят Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и Эстония. На уровне руководителей государств они в последний раз совещались в 2019 году. А сейчас вновь собрались и обсудили возможную опасность со стороны России и сотрудничество в рамках НАТО.
Тем не менее, так называемый «мотор ЕС» (Германия плюс Франция), похоже, воспринимает требования Чехии в ключе общего противостояния Запада с Россией. Может даже создаться впечатление, что некоторые западноевропейцы, как и Кремль, считают, что Прага не вполне самостоятельна в этой истории и, возможно, сроки скандала не случайно почти совпали с высылкой из США российских дипломатов.
Есть, правда, и вариант, что в ЕС многие в принципе раздражены поведением Праги, считают его манипулятивным и возмущены, что она не посоветовалась со своими ближайшими партнерами перед тем, как объявлять об итогах расследования по взрывам в Врбетицах.
Чехия при этом продолжает наращивать свои претензии к России. Глава чешского Минфина Алена Шиллерова заявила, что ее страна может потребовать от Кремля возмещения ущерба за взрывы — 1 млрд чешских крон (около $47 млн). Впрочем, в Праге явно всерьез не надеются, что Россия заплатит хоть копейку.
Скорее речь идет об ответной угрозе — ранее российские СМИ писали, что Кремль может ввести запрет на ввоз чешского пива или найти предлог для изъятия комплекса зданий «Чешского дома» в Москве. Прага решила противопоставить этому требование компенсации, чтобы показать, что у нее есть возможность ответить России судебными исками, а затем, по их итогам, изъятием или арестом российской собственности на указанную сумму.
Так что пока между сторонами идет обмен угрозами, причем, что весьма возможно, в итоге ни одна из них не реализуется. При условии, конечно, что Чехия так и не добьется поддержки от ЕС. В противном случае — если Евросоюз введет санкции или солидарно вышлет дипломатов, Кремль, конечно, будет отвечать, а конфликт не с Прагой, а с Западом в целом продолжит углубляться.
Иван Преображенский, Прага