Posted 7 апреля 2021, 09:17

Published 7 апреля 2021, 09:17

Modified 30 марта, 11:58

Updated 30 марта, 11:58

Лукашенко власть удержал, но попал под контроль Кремля

7 апреля 2021, 09:17
Платой за возможность подавления протестов для белорусского президента стала потеря значительной части суверенитета, включая экономический.

Это своего рода традиция: в начале апреля мы всегда смотрим, как идет белорусско-российская интеграция, этот «вечный двигатель» на постсоветском пространстве с почти нулевым КПД. Напомним: 2 апреля 1996 года Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, который предполагал формирование единого экономического пространства и постепенный переход к единому законодательству. Стороны также договорились согласовывать свою внешнюю политику, вопросы обеспечения безопасности, борьбы с преступностью, охраны государственных границ.

Ровно через год Сообщество двух стран было преобразовано в Союз России и Белоруссии, этот день отмечается как День единения народов двух стран. А 8 декабря 1999-го был подписан Договор о создании Союзного государства, который с тех пор все никак не удается выполнить. Хотя, возможно, именно сейчас может произойти долгожданный прорыв.

На VI Всебелорусском народном собрании, которое прошло в феврале, и сам Александр Лукашенко, и его чиновники много говорили о том, что от «политики многовекторности» теперь надо отказаться, и ориентироваться в первую очередь на Россию, а во вторую — на Китай. Ну, собственно, после жестокого подавления «Белорусской революции» у официального Минска других вариантов особо и нет.

Уже 22 февраля в Сочи Лукашенко встретился с российским лидером Владимиром Путиным, с которым (по словам самого «бацьки») обсуждал ход подготовки дорожных карт. Как потом рассказал журналистам начальник Белоруссии, они с российским президентом пришли к выводу, что по большинству этих планов нет никаких вопросов, их можно подписывать прямо сейчас», но по нескольким направлениям сотрудничества «есть нюансы», которые требуют доработки.

И вот практическое воплощение всего перечисленного: посол Белоруссии в РФ Владимир Семашко заявил, что, по его мнению, Москва и Минск могут завершить согласование оставшихся дорожных карт по интеграции до конца апреля. «Осталось всего семь карт. До конца апреля, я надеюсь, они будут согласованы. И тогда дорожные карты и программу их реализации возможно будет подписать в первой половине этого года», — сказал Семашко в интервью «Российской газете».

Он также очертил дальнейший ход интеграции: к 1 января 2022-го Москва и Минск должны успеть принять межправительственные соглашения, которые оговорены дорожными картами. «Их много: по каждой карте может быть и два, и три соглашения. Нужно пройти все внутригосударственные процедуры, подписать их и ратифицировать с таким расчетом, чтобы с 1 января 2022 года заработали единые рынки электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, транспортных услуг, прежде всего железнодорожных, заработала единая промышленная политика, сельскохозяйственная и т. д. Конец этой работы уже виден», — пояснил Семашко.

Напомним, что созданная по указанию Путина и Лукашенко межправительственная рабочая группа по интеграции двух стран к концу 2019 года подготовила 31 «дорожную карту» — правда, их содержание почему-то сразу было засекречено. Но тогда Москве и Минску не удалось их согласовать — в частности, стороны не пришли к компромиссу по вопросам, в том числе, связанным с поставками нефти и газа, а также единой налоговой политики. В конце сентября минувшего года Семашко сообщил, что Минск и Москва возобновили переговоры.

При этом экономически Белоруссия становится все более зависима от России. Белорусская АЭС (построенная «Росатомом» за российские деньги), торжественно запущенная 7 ноября, до сих пор ни одного месяца не отработала без аварийных остановок. А четких долгосрочных договоренностей о том, на каких условиях РФ будет поставлять в РБ газ и нефть, до сих пор нет — эту тему СМИ двух стран вообще стараются вытеснить куда-то на периферию общественного внимания.

Белорусская «Силиконовая долина» («Парк высоких технологий», ПВТ) — сильно опустела: после 9 августа айтишники уезжали из страны тысячами, это благодаря им в лексикон белорусов вошло слово «релокация» как эвфемизм выражения «пора валить». А затем ПВТ и вовсе лишили налоговых льгот: белорусские власти поняли, что имеющие высокие доходы IT-специалисты моментально становятся движущей силой буржуазной революции, тут все по Марксу. Так что уже по итогам 2021-го из доходной части белорусского бюджета можно будет вычеркнуть не меньше миллиарда долларов — столько казна не досчитается из запланированных ранее поступлений от ПВТ.

В то же время Лукашенко открыто пошел навстречу Путину, подписав (после пяти лет требований со стороны РФ) соглашение о перевалке части белорусского экспорта через российские порты.

Минимальный объем отгрузок белорусских нефтепродуктов на экспорт через балтийские порты России в этом году предусмотрен в размере 1,86 млн тонн, далее отгрузки должны ежегодно превышать 3 млн. Российский премьер Михаил Мишустин уже отметил, что перевалка идет с опережением графика. Межправительственный договор гарантирует белорусским компаниям уровень транспортных затрат, сопоставимый с расходами при экспорте нефтепродуктов через порты стран Балтии. Также соглашение предусматривает взаимодействие белорусских хозяйствующих субъектов с операторами терминалов в российских портах на условиях take-or-pay («бери или плати»).

Также министр транспорта Белоруссии Алексей Авраменко подтвердил, что готов обсуждать переориентацию перевалки белорусских калийных удобрений через РФ. Правда, уточнил, что окончательному принятию решения будет предшествовать обкатка маршрутов, по которым последуют на экспорт белорусские нефтепродукты. Кроме того, организация перевалки удобрений требует более глубокого анализа портовой инфраструктуры с точки зрения ее мощности.

Министр транспорта РФ Виталий Савельев подтвердил готовность организовать транзит белорусских удобрений через порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Как приоритетный объект для белорусских грузов рассматривается Усть-Луга — крупнейший по грузообороту порт на Северо-Западе России. Там сейчас возводятся три терминала для перевалки удобрений. В общем — сплошные успехи.

И тут как раз Всемирный банк опубликовал информацию об иностранных государствах — должниках России. Самый большой долг перед Москвой оказался у Беларуси — более $8 млрд, причем это без учета $10 млрд, которые страна теперь должна за строительство АЭС. Так что не удивительно, что Лукашенко приходится идти на одну уступку за другой.

Взамен на благоприятное отношение Минск может ожидать со стороны Москвы новых проявлений лояльности. Например, Лукашенко на пару лет «оставляют в покое», то есть не требуют быстрого проведения конституционной реформы. В итоге это, скорее всего, позволит ему, имитируя неспешное политическое переустройство, досидеть до конца очередной пятилетний срок.

Вячеслав Гордиенко

Подпишитесь