Posted 29 марта 2021, 14:20

Published 29 марта 2021, 14:20

Modified 30 марта, 12:02

Updated 30 марта, 12:02

Авария на Аляске и «русские» миллиарды

29 марта 2021, 14:20
Сенсационная гибель Петра Келлнера повлияет на будущее всей Центральной и Восточной Европы, хотя ни политиком, ни идеологом он никогда не был.

Как большинство чехов, Петр Келлнер любил горные лыжи, что его и погубило. На Аляске, неподалеку от ее столицы Анкориджа у ледника Кник он занимался одним из экстремальных видов спорта, так называемыми «вертолетными лыжами» — хели-ски. Это катание на труднодоступных, необорудованных участках гор, куда людей доставляют вертолетом. Всего погибли четыре пассажира (включая Петра Келлнера) и пилот, еще один участник опасного развлечения находится в больнице.

Келлнер увлекался многими «дорогими» видами спорта, не только хели-ски. Например, у него, как и у главы Чечни Рамзана Кадырова, была своя конюшня. Дочь чешского бизнесмена, двадцатипятилетняя Анна, активно увлекается конным паркуром и ей в 2018 году более чем за миллион долларов США отец приобрел знаменитую лошадь Catch me if you can, «обскакав» при покупке самого Билла Гейтса.

Погибший распоряжался состоянием, превышавшим, по разным оценкам чешской прессы, от $13 до $17,5 млрд, и занимал первое место по Чехии в рейтинге Forbes. На втором, надо заметить, был действующий чешский премьер Андрей Бабиш. Собственно, если брать в целом по Центральной Европе, Петр Келлнер владел крупнейшим холдингом. Причем долгое время вторым важнейшим рынком (после собственно Чехии) для него была Россия. Именно там он сделал те большие деньги, которые превратили его в международно значимую величину. Его фирма PPF владела российской сетью по продаже бытовой техники «Эльдорадо» и банком Home Credit, да и сейчас сохраняет в РФ довольно значительный бизнес — в основном строительный.

И это отнюдь не единственная связь Келлнера с Россией. Например, долгие годы он вел борьбу с самим Олегом Дерипаской за контроль над одним из лидеров российского страхового рынка компанию «Ингосстрах». Чех схватку проиграл и после это как раз начал во второй уже раз сворачивать дела в России. Первый раз это произошло после кризиса 1998 года, когда, по утверждению самого Келлнера, он свой российский бизнес, выросший на итогах приватизации, практически потерял и вынужден был потом все начинать сначала.

Не менее интересны связь Келлнера с Россией через его проекты в области энергетики, а также косвенное участие покойного миллиардера в российско-украинской газовой войне 2014 года. Чешский бизнесмен с партнерами приобрели к тому времени 49% словацкой газотранспортной системы. Через нее направлялся практически весь российский транзитный газ в Европу, который проходил до этого по территории Украины. Тут стоит заметить, что по условиям инвестиционного соглашения «словацкой трубой» управлял частный акционер, а не государство.

И вот, нежданно-негаданно, Келлнер после присоединения Крыма и начала боевых действий в Донбассе оказался между двух огней. Из Евросоюза на него давили, требуя открыть «реверс», то есть обратные поставки газа на украинскую территорию. В России могли крепко «ухватить за бизнес», если бы он пошел в этом вопросе на уступки Киеву и немецким энергетическим компаниям.

Келлнер тянул-тянул, а потом и избавился от газового бизнеса, внезапно оказавшегося столь рискованным, продав его своему деловому партнеру Кржетинскому. После этого реверс был организован в самые короткие сроки, и Украина смогла перейти на закупки «голубого топлива» в ЕС, пусть даже, как говорили российские представители, физически это был тот же самый российский газ, только уже прошедший словацкую границу.

В последнее десятилетие в Чехии многие обвиняли Келлнера в финансировании пражского друга Кремля — президента Милоша Земана, а вдобавок в том, что миллиардер, преследуя собственные финансовые интересы, способствовал тесным контактам Чехии и Китая. Однако в последние пару лет бизнесмен, переключившийся на высокие технологии, постепенно «разворачивался» с Востока на Запад, вошел в США в общий бизнес с местным гигантом AT&T. Да и погиб, в итоге, на Аляске.

Для Чехии, да и не только для нее, но и для всей Центральной, а может, и части Восточной Европы смерть Келлнера наверняка будет иметь серьезные последствия. Биржи, понятное дело, уже отреагировали падением. Но это краткосрочный эффект. А на долгую перспективу неясно, что теперь будет с бизнес-империей Келлнера. Неизвестны и последствия для внутренней чешской политики, которые тоже могут оказаться очень серьезными. Помимо слухов о финансировании отдельных проектов президента Земана, Келлнер якобы активно помогал чешским политическим партиям, причем разным. Но вряд ли среди них была партия премьера Бабиша, второго по размеру капитала человека в Чехии.

Между тем, практически через полгода чехов ждут парламентские выборы. Рейтинги правительства падают на фоне уже практически введенного коронавирусного локдауна и проблем с вакцинацией. Но если оппозиция, которая по соцопросам как раз недавно опередила Бабиша по популярности, потеряет финансовую поддержку, то это может серьезно повлиять на исход голосования, а значит — и новый состав правительства.

Ну и разумеется, смерть человека, который какое-то время жил в России и имел богатый опыт ведения там бизнеса, а также серьезное влияние на принятие решений в Чехии, в том числе внешнеполитических, не может не повлиять на отношения Праги и Москвы. Правда, не факт, что в худшую сторону, потому что Келлнер, как ходили слухи, в последние годы к политике Кремля относился все более скептически.

Иван Преображенский, Прага

Подпишитесь