Posted 24 марта 2021, 12:18
Published 24 марта 2021, 12:18
Modified 30 ноября, 06:52
Updated 30 ноября, 06:52
Александр Лукашенко «утвердил» бывшего посла России в Белоруссии Дмитрия Мезенцева госсекретарем Союзного государства. Долгое время занимавший этот пост Григорий Рапота освобожден от должности.
Это назначение было воспринято наблюдателями в общем-то однозначно: Мезенцев назначен на этот пост в качестве благодарности. Должность высокая, но с минимумом ответственности — идеально для завершения карьеры чиновника без политических амбиций. Да и благодарить было за что: после невероятно раздражавшего официальный Минск Михаила Бабича в апреле 2019 года Дмитрий Мезенцев был очень удобным послом. Конфликтов он не допускал, острые углы сглаживал, да и вообще — регулярно заступался за белорусское руководство перед Кремлем.
Уже известно, что новым полпредом РФ в Минске станет Евгений Лукьянов, прежде возглавлявший российскую дипмиссию в Латвии. Его кандидатуру еще 10 марта поддержал комитет Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Когда Владимир Путин примет соответствующее решение, Лукьянов станет уже третьим послом РФ в Минске за последние три года.
В принципе, понятно, почему Россия вынуждена сменить своего представителя в Белоруссии: за последние чуть больше чем полгода политическая повестка в соседней стране в корне поменялась. На Россию теперь легла необходимость дипломатического содействия в разрешении острого кризиса. Кремль вынужден искать средний вариант между жестким и мягким подходом, причем в ситуации, когда легитимность Александра Лукашенко не признают ни Европа с США, ни белорусский народ. Или скажем так — значительная его часть.
Из-за этого Москва оказывается в очень сложном положении. С одной стороны, сам Александр Лукашенко в очередной раз декларировал полную ориентацию своей страны на РФ, да и по факту он остается единственным более-менее верным союзником Москвы западнее Смоленска. К тому же Владимир Путин лично поздравлял его с победой на выборах 9 августа 2020-го. С другой — подавляющее большинство белорусов «бацьку» явно не сильно любит. В этой ситуации любая публичная поддержка Лукашенко со стороны Кремля в белорусском обществе неизбежно будет восприниматься резко отрицательно. Что приведет к росту антироссийских настроений. (По факту — уже привело.)
Более того, и Светлана Тихановская, и другие белорусские оппозиционеры уже не раз апеллировали к Москве и лично к Владимиру Путину — но их демонстративно не слышали. Зато поддержку и оппозиции, и в целом белорусскому обществу продолжает оказывать Запад. Россия же автоматически теряет влияние в республике. А потому в какой-то момент от попыток наладить диалог с Кремлем, наверняка, откажется и штаб Тихановской.
Судя по всему, назначение Евгения Лукьянова — профессионала, кадрового дипломата — как раз и указывает на то, что в Кремле понимают: больше не получится строить отношения с Белоруссией, общаясь только с ее сомнительной легитимности президентом. Задача дипломата — слушать все стороны, особенно в ситуации кризиса, подобного угасшей, но не завершившейся белорусской революции.
Логично даже предположить, что Москва может с участием Лукьянова сама попробовать посодействовать белорусскому обществу в решении тяжелой внутренней проблемы. Предложить сделать российского посла посредником в разрешении политического противостояния в Белоруссии — соблазнительный вариант. К тому же в противном случае переговорной площадкой может стать Киев (такое предложение недавно озвучил украинский депутат Алексей Гончаренко), и тогда Россия точно окажется отстранена от белорусского урегулирования.
Есть и другой аспект назначения нового посла — интеграционный. Во многом благодаря Мезенцеву Москва и Минск серьезно продвинулись по дорожным картам Союзного государства, то есть по вопросам экономической интеграции двух стран. Однако в конце 2019 года Лукашенко отказался подписать эти документы, поскольку не были решены несколько ключевых вопросов, включая цены на российские энергоносители для Белоруссии. Однако это уже точно не компетенция посла.
Тем временем Лукашенко продолжает маневрировать. Во время Всебелорусского народного собрания он продвигал идею еще большего сближения с Россией в военной сфере. Попутно отставляя в сторону очень интересующий Кремль вопрос белорусской конституционной реформы и построения Союзного государства. Конечно, Лукашенко не отказывается от реформы, но грядущие изменения Основного закона теперь называет не иначе как «корректировками», подчеркивая их незначительность.
Наконец, 23 марта Александр Лукашенко, общаясь с работниками Минского производственного кожевенного объединения, заявил: «Всегда у нас были и хорошие времена, и плохие времена. Независимость, я вам говорил, стоит дорого. Но продаться, вступить внутрь какого-то государства, наверное, ни один из вас не захочет. А я больше всех не хочу. Потому что первый президент этого государства, которое я вместе с вами руками этими лепил».
Это заявление именно сейчас, когда Путин должен подписать указ о назначении в Минск нового посла, вполне можно (и даже нужно) расценивать как предупреждение: мол, если приедет «Бабич 2.0» — хороших отношений не будет.
Вячеслав Гордиенко