Posted 22 марта 2021, 09:30
Published 22 марта 2021, 09:30
Modified 30 марта, 12:05
Updated 30 марта, 12:05
Самая «демократичная» и революционно активная республика Центральной Азии — Киргизия, снова бурлит. Очередные политические, клановые и гражданские волнения, приведшие к свержению президента Сооронбая Жээнбекова, открывшие двери тюрьмы бывшему высокопоставленному чиновнику Садыру Жапарову и водрузившие его в кресло главы государства в январе этого года, успокоения киргизам не принесли. Параллельно с президентскими выборами в республике прошел референдум по ее переходу от парламентской формы правления к президентской. И тут киргизам предложили практически радикальное изменение конституции (девятый раз за годы независимости республики) и назначение соответствующего референдума на 11 апреля.
Вокруг проекта и собственно назначения референдума идут ожесточенные споры. Сформировано «Движение против Ханституции». В Бишкеке начались марши протеста против принятия конституции в том в виде, в котором она предложена, и ее выноса на всенародное обсуждение.
Начнем с того, что многие эксперты и гражданские активисты утверждают: назначение референдума не может считаться легитимным, поскольку его проведение должны были утвердить три четверти депутатов парламента, то есть не менее 80, в то время как реально голосовавших было 77. То есть речь идет об уголовно наказуемом деянии — фальсификации результатов голосования и подделке соответствующего документа.
Как пишет 24.kg, эксперты считают, что нарушение процедур не только подрывает доверие к власти, но и может привести к очередному политическому кризису. А сколько их уже было в мятежной Киргизии! Особо подчеркивается, что законодатели, похоже, не собираются отправлять проект Основного закона в Конституционную палату для получения заключения.
Нелицеприятно отозвались о проекте также Венецианская комиссия и БДИПЧ ОБСЕ. По их пояснению, ряд положений проекта угрожает балансу ветвей власти и защите личных свобод — то есть основам демократии и верховенства закона. Евросоюз призвал власти Киргизии принять во внимание заключение двух вышеуказанных международных институтов. Зафиксировала свою позицию и международная правозащитная организация Human Rights Watch — она призвала Бишкек отложить конституционную реформу до тех пор, пока не состоятся новые парламентские выборы. Как подчеркивается в заявлении правозащитников, роль нынешнего парламента состоит не в том, чтобы спешить с внесением поправок в конституцию, а в выполнении базовых функций до тех пор, «пока народ не выразит свою волю в ходе свободных и справедливых выборов».
Каковы претензии киргизского общества? Их довольно много, укажем на основные. Во-первых, усложнена процедура импичмента президента, имеющего неограниченные полномочия и в то же время не несущего ответственности ни за что. «Для объявления импичмента нужна половина голосов депутатов парламента, заключение Генеральной прокуратуры и Конституционного суда. Это очень трудно и невозможно в нашей реальности», — цитирует 24. kg вице-спикера законодательного органа Аиду Касымалиеву. Депутат Евгения Строкова добавила: «Я считаю, что это монархическая конституция».
Раскритиковали проект главного документа страны и эксперты Института Медиа Полиси. По их мнению, в отличие от действующей конституции, в предлагаемой права граждан на свободу мирных собраний, выражение собственного мнения существенно ограничиваются. Статьи носят чрезвычайно размытые формулировки и могут толковаться произвольно.
Что касается президента. По действующей конституции одно и то же лицо может избираться однажды сроком на 6 лет, а по новой — дважды (по пятилетке на каждый срок). Президент полномочен назначать кабинет министров и глав местных администраций, равно как и отстранять их от должности. При этом правительство ликвидируется, а кабинет министров возглавляет глава администрация президента, которую он сам и формирует. Кроме того, президент получает единоличное право на введение чрезвычайного положения, назначение даты парламентских выборов. Он формирует Совет безопасности и возглавляет его.
По переписанной конституции, число депутатов парламента сокращается со 120 до 90. При этом, по какой системе они избираются, не указано. По действующему Основному закону парламент принимает решение о доверии или недоверии правительству — в новом проекте это положение отсутствует. Новшеством является и то, что законодательная инициатива будет принадлежать президенту, главе кабинета министров, генеральному прокурору, Верховному суду и Народному курултаю. Наделение генпрокуратуры, то есть надзорного органа, правом законодательной инициативы можно считать киргизским ноу-хау — юристы говорят об отсутствии такого прецедента в мире.
Предостаточно в проекте нового Основного закона разного «мусора». Один пример из множества: в нем определена норма о координирующей роли Академии наук республики — это тоже можно считать сугубо киргизским «изобретением», подобного рода «моменты» в мировой конституционной практике отсутствуют.
В общем, судя по всему, киргизы в январе проголосовали не за ненавистную им прежде президентскую форму правления, а за какую-то «непонятку», в которой ясно лишь одно: вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека, давлеющего и над парламентом, и над судебной системой.
Все это тем более удивительно, что происходит именно в Киргизии, традиционно не признающей суперпрезидентской формы правления и стремящейся к правлению коллективному. Киргизы любят волю и всегда готовы к революции — это подтверждает новейшая история страны. И долго мириться с «ханством» они не станут: принятие новой конституции приведет к расколу и очередному перевороту.
А пока, по данным киргизских СМИ, правоохранительные органы задерживают активистов, выступающих против принятия новой конституции, проводят обыски в их домах. Один из задержанных в знак протеста объявил голодовку.
Ирина Джорбенадзе