Posted 16 марта 2021, 20:17
Published 16 марта 2021, 20:17
Modified 30 марта, 12:08
Updated 30 марта, 12:08
Правящий в ФРГ Христанско-демократический союз (ХДС) канцлера Ангелы Меркель, как и ожидалось, несколько ухудшил свои показатели на прошедших в минувшее воскресенье выборах в местные парламенты в федеральных землях Баден-Вюртемберг и Рейнланд-Пфальц.
В Баден-Вюртемберге ХДС занял второе место с 23,5% голосов (в 2016 году было 27%), проиграв «Зеленым» (32,6%), а в Рейнланд-Пфальце христианские демократы с 26,9% голосов (31,8% в 2016 году) уступили первенство социал-демократам (36%).
Большинство российских СМИ — кто с глубоким, а кто с несколько более сдержанным удовлетворением — констатировали неудачу правящей партии ФРГ. Однако похоже, что недоброжелателям Меркель праздновать пока, в общем, нечего. Результаты ХДС на этих выборах и вправду немного просели, что вполне ожидаемо для правящей партии в момент пандемии, но, скажем, откровенно промосковская крайне правая «Альтернатива для Германии» (АдГ) особыми успехами тоже похвастать не может. В Баден-Вюртемберге «Альтернатива» набрала лишь 9,8% голосов (в 2016 году — 15,1%), а в Рейнланд-Пфальце только 8,5% (в 2016 — 12,6%).
Итоги немецких местных выборов обозреватель «Росбалта» попросил прокомментировать российского социолога Игоря Эйдмана, на протяжении последних лет живущего в Германии.
— Как вы оцениваете результаты выборов в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце?
— ХДС, безусловно, просел на них. Он потеряла здесь некоторое количество своих избирателей, но ничего катастрофического я в этом не вижу.
— Чем объясняется эта неудача партии Меркель?
— Тут две причины. Первая состоит в том, что в состоянии ожидания ухода Меркель (канцлер уже давно объявила о том, что больше не будет баллотироваться на федеральных выборах, а в декабре 2018 года покинула и пост председателя ХДС, на котором находилась с 2000 года, — «Росбалт») христианские демократы никак не могут выбрать эффективного и популярного лидера. Первый вариант (нынешняя министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр) не прошел. Второй — Армин Лашет — не является ярким, популярным политиком. Многие избиратели ХДС таким выбором преемника Меркель недовольны. Очевидно, что это действительно, мягко говоря, не идеальный выбор.
— Почему Лашет не самый лучший выбор преемника Меркель, на ваш взгляд?
— Он слишком традиционный и скучный. Типичный христианско-демократический политик, совсем не харизматичный, не имеющий каких-то оригинальных идей. У него нет каких-то ярких особенностей, которые могли бы оттолкнуть от него избирателей, но нет и ничего, что могло бы их к нему привлечь.
— Что за вторая причина неудачного выступления ХДС на прошедших выборах, о которой вы упомянули?
— Она состоит в недавнем скандале вокруг двух депутатов от ХДС, крупно заработавших на лоббировании продажи медицинских масок, что в Германии считается совершенно неприемлемым поведением для политика. Эти люди уже ушли из партии, но на ее популярности все это сказалось.
Кроме того, множество претензий правящей партии выдвигалось избирателями во время еще не закончившейся пандемии. В частности, за излишние, как многие здесь считают, карантинные меры. Другие уверены, что слишком медленно идет прививочная кампания. Однако несмотря на все это, ставки некоторых сил на то, что в ситуации кризиса рейтинги несистемных сил — АдГ и Левой партии — пойдут вверх, не оправдались.
— Как вы думаете, почему?
— Дело в том, что левые в западных землях Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце и так в целом непопулярны. «Альтернатива» тоже показала здесь результат отнюдь не фонтанирующий. Таким образом в этих землях вновь будут созданы вполне традиционные коалиционные правительства. И в первом, и во втором случаях это, скорее всего, будут так называемые «светофорные коалиции» (по цветам партийных флагов «зеленых», «Свободных демократов» (желтый) и социал-демократов (красный).
В Баден-Вюртемберге «зеленые» набрали на последних выборах 32,6% голосов, СДПГ — 11,5%, «Свободные демократы» — 10,4%. Они, видимо, и заключат между собой коалиционное соглашение.
В Рейнланд-Пфальце вероятнее всего будет сформирована коалиция тех же партийных цветов. Здесь социал-демократы победили с результатом 36%, «Зеленые» получили 9,4% голосов (в 2016 году 5,3%), а «Свободные демократы» — 5,6%.
В любом случае, эти коалиции будут системными и примерно такими же, как и были раньше.
— Можем ли мы, исходя из состоявшегося голосования в этих двух землях, прогнозировать результаты предстоящих этой осенью выборов в Бундестаг?
— Конечно, мы видим сегодня ослабление ХДС и усиление «Зеленых». Последние здесь считаются главными победителями этих выборов. После выборов в Бундестаг осенью этого года «зеленые», как это не парадоксально, в коалиции с христианскими демократами могут занять даже ведущие позиции. Вообще, «зеленые» все последние годы очень хорошо выступают на разных выборах.
— С чем вы связываете такие успехи этой партии в Германии?
— Это связано с тем, что некое наступление ультраправых в этой стране в лице АдГ у европейски и демократически ориентированного электората вызвало отторжение. Они хотят голосовать за противоположность АдГ, и наиболее яркой противоположностью ей по всем позициям являются «зеленые».
Беседовал Александр Желенин