Posted 25 февраля 2021, 17:28
Published 25 февраля 2021, 17:28
Modified 30 марта, 12:15
Updated 30 марта, 12:15
Работу над концепцией международной конвенции о противодействии вмешательству во внутренние дела государств-членов ООН в Совете Федерации планируют завершить к декабрю 2021 года. В четверг подготовку этого документа обсудили на заседании «круглого стола» с участием представителей МИД, Минюста и экспертного сообщества.
При этом собравшиеся сразу заявили, что не верят в успех собственной затеи. Так, на заседании отмечалось, что международное право — это, в первую очередь, право сильного и в реальности, а не на бумаге отражает вес стран на международной арене.
Расклад этот уже как пару десятилетий складывается далеко не в пользу России. Так что продвигать проект конвенции на международном уровне нашей стране придется в союзе со слабыми игроками, кроме, пожалуй, Китая и Индии, которые, если и вступят в игру, то наверняка на особых условиях.
Примерный список потенциальных «союзников» обрисовал на заседании сенатор Андрей Климов, который возглавляет в Совфеде комиссию по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела. Из его слов следовало, что помимо дружественных стран на пространстве СНГ концепцию могли бы поддержать некоторые государства Азии, Латинской Америки и Африки.
«Ну да, таким путем точно удастся поссорить азиатские государства с западными, и это уже будет какой-то результат», — отреагировал на это завкафедрой международного права МГИМО Александр Вылегжанин. А вот глава правового департамента МИД Евгений Загайнов предупредил, что при продвижении конвенции России придется столкнуться в ООН с широким противодействием — понятно, что со стороны западных стран и их союзников.
«Да, как говорил Райкин, климат международный сегодня мерзопакостный. Стратегия нападок на РФ фактически превратилась в генеральную линию поведения коллективного Запада на международной арене, и нужно это воспринимать со всей ответственностью и пониманием, что легких решений здесь нет», — подтвердил, в свою очередь, научный руководитель Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов.
«Мы все понимаем, шансы наши малы, но в процессе хотя бы выявим противников — это уже хороший результат нашей политической работы и контрпропаганды», — заявил в ответ глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев.
Давыдов же упирал на необходимость перестройки российской пропаганды. «Пропаганда не должна быть направлена внутрь, на россиян. Она должна иметь внешний характер. Но она должна быть отработана, они (Запад) уязвимы во многих вещах даже больше, чем мы. Значит, нужно это собрать», — призвал ученый.
Главное, что сенаторы намерены зафиксировать в готовящейся конвенции, это учет права каждой из стран по обеспечению своего суверенитета всеми законными способами, при этом должно быть исключено вмешательство в суверенные дела других государств. Косачев также предложил включить в основу принцип разделения форм реагирования на происходящее в другой стране, в котором самым мягким являются публичные заявления, а самым недопустимым — применение военной силы.
К наиболее недопустимым действиям Косачев отнес поддержку гражданского общества и политической оппозиции в другой стране «с целью разогрева протестных настроений», а также политические и экономические санкции. К нарушению суверенитета, по словам сенатора, также относятся попытки делигитимации власти в стране. В качестве же крайней формы нарушения суверенитета сенатор назвал интервенцию.
Что касается России, то в Совфеде убеждены, что против нашей страны предпринимаются настоящие враждебные действия, инициатором которых выступают США. Климов упомянул некий документ, принятый американским Конгрессом еще в 2017 году. «Была дана разнарядка, кому что делать. Прямо указывались ОБСЕ, НАТО, ЕС, Украина. То есть был обозначен этот круг „вмешателей“, и никто не возмутился», — сказал Климов.
Очевидно, что борьба властей с иностранным вмешательством ударит в первую очередь по «проводникам интересов Запада» внутри самой России. «Наше так называемое гражданское общество, оно на чьей стороне играет, честно говоря?», — задался вопросом Климов. После чего напомнил о статье 275 УК РФ, предусматривающей уголовное наказание за госизмену. При этом сенатор намекнул, что «закручивание гаек» для иностранных агентов в России будет доведено до логического конца. Вариант, при котором предусмотрено наказание за отход от правил регистрации, отчетности и маркировки (все эти инициативы уже оформлены в качестве законов, — «Росбалт»), а не за саму деятельность в качестве иноагента, Климов назвал «промежуточным».
Елена Земскова