Posted 25 февраля 2021, 07:32
Published 25 февраля 2021, 07:32
Modified 30 марта, 12:16
Updated 30 марта, 12:16
Недавно в Минэнерго Украины состоялось ставшее уже скандальным совещание по проблемам Восточного горно-обогатительного комбината («ВостГОК»). Темой обсуждения стали цены и расчеты по отгрузке продукции на АЭС пребывающей в глубоком кризисе национальной компании «Энергоатом». Последнее время рабочие ГОКа не раз выходили на акции протеста из-за долгов по зарплате. В прошлом декабре предприятие на неделю останавливало работу.
Угроза представителей ГОКа, что люди уволятся и поедут работать за границу, министру понравилась. «Они тогда получат лучшие условия труда. А, во-вторых, они там будут больше зарабатывать. У нас переводы от заробитчан один из основных источников для экономики. …Мое решение …вас нужно ликвидировать», — заявил министр Юрий Витренко. По аналогии с известным высказыванием Сталина: нет человека — нет проблемы. Это притом, что «ВостГОК» — единственное в стране предприятие по добыче урановой руды и уранового оксидного концентрата, использующегося для производства ядерного топлива. Им обеспечиваются на 40% АЭС Украины, которые дают стране 55% электроэнергии.
До 2014 г. украинское сырье поступало в Россию, а после фабрикации возвращалось на местные АЭС в виде ядерного топлива. Тогда страны договорились о создании совместного предприятия по производству ядерного топлива на Украине с использованием местного урана. При этом контрольный пакет принадлежал бы Киеву. Завод планировалось ввести в эксплуатацию к 2020 г.
Но случился Майдан, и все пошло прахом. От совместного ядерного предприятия новые «революционеры» отказались, как и от прямых поставок топлива для АЭС из России. Теперь Украина получает те же российские ТВЭЛы, но через Казахстан (там расположено предприятие «Росатома»). Новая киевская власть билет купила, но пошла пешком.
И вот — новый поворот. Министр заявляет о закрытии «ВостГОКа», почти обеспечивающего надежным топливом опасную ядерную отрасль промышленности. Зачем? Что за фантазии на этот раз? Ларчик открывается просто. Все проблемы уранового предприятия связаны с ускоренным переходом украинских АЭС на американское ядерное топливо. И США вовсе не собираются закупать для его производства местный уран — у них есть свой.
Немного из истории вопроса. Экспансия США на рынок ядерных материалов Украины началась еще в 2005 г. — сразу после победы «оранжевой революции». Тогда в рамках совместного с компанией Westinghouse проекта американцы впервые направили в Киев опытную партию ядерного топлива, чтобы протестировать его на третьем блоке Южно-Украинской АЭС. Тогда же был подписан контракт («Росбалт» следил за этим опасным экспериментом на Южно-Украинской АЭС) на его поставку для украинских реакторов российского производства ВВЭР-1000 в течение 2011–2015 гг. (сроки совпадали с окончанием действия в 2010 г. договора с российской компанией «ТВЭЛ»). Но после прихода к власти Януковича эти планы были похоронены заживо.
Однако уже с революционного 2014 г., сообщает «Энергоатом», на АЭС Украины стало поставляться ядерное топливо компании Westinghouse «улучшенной конструкции — ТВЗ-WR». В период с 2014 по 2020 гг. американцы отгрузили на две АЭС — Запорожскую и Южно-Украинскую — 30 партий нового топлива. В самом «Энергоатоме» категоричны: «Компания „Вестингауз“ сегодня является единственной альтернативной (российской) АТ „ТВЭЛ“ компанией-снабженцем топлива для реакторов ВВЭР-1000». А на этот год запланированы американские поставки и для двух реакторов типа ВВЭР-440 на Ривненской АЭС.
На топливо компании Westinghouse уже полностью переведен третий энергоблок Южно-Украинской АЭС, ставший пионером в опасном эксперименте. Согласно новому контракту, в 2021–2025 гг. американцы увеличат поставки. И хотя «Энергоатом» сегодня почти банкрот (о чем тоже писал «Росбалт»), но планов у него громадье. Сообщая о строительстве новых блоков и делая ставку на американское топливо, «Энергоатом» опирается, тем не менее, на «существование на Украине природных запасов (уран, циркон и т. д.) для производства ядерного топлива». Однако, как видим, у министра Витренко другие настроения: ГОК следует закрыть. Тогда не будет больше никакого препятствия, чтобы на украинский рынок ядерного топлива зашли американцы.
Серьезной причиной для радикального шага, вуалирующего ползучее вытеснение украинского урана и российского поставщика ТВЭЛов американской альтернативой, стала цена на уран «ВостГОКа»: сейчас она составляет 120 долларов за тонну. По сравнению с мировыми трендами это слишком много. Можно покупать продукцию, например, из Канады, Австралии или Казахстана, где уран стоит 70-80 долларов.
Руководство ГОКа предлагает свою программу вывода предприятия из кризиса для снижения себестоимости. (Она высока, отчасти, потому, что руда в Днепропетровской области залегает в гранитных породах.) Разведанного украинского урана хватило бы еще почти на сто лет. На самой перспективой шахте Новоконстантиновской, что на Кировоградщине, уже сейчас можно его добывать по себестоимости в 90 долларов за тонну. (Резервом снижения и этой планки также вполне могут стать открытые уголовные дела по хитрым коррупционным схемам на «ВостГОКе».)
Кроме того, закрыть урановые шахты непросто. Рудники — опасные объекты с точки зрения экологии, и на их безопасное содержание уже после закрытия нужно около миллиарда гривен в год. Только вывод из эксплуатации двух урановых шахт вылился бы в 1,2 млрд гривен. То есть речь идет о том, стоит ли овчинка выделки. Не разумнее ли найти пути снижения себестоимости своего урана (или даже небольшой госдотации предприятию), но сохранить, по сути, ядерную отрасль в стране, нежели тратить миллиарды на закрытие рудников, да еще и субсидировать чужую экономику? Ну и немаловажно, конечно, что это рабочие места и зарплата. К тому же, «ВостГОК» платит в местные бюджеты Днепропетровской и Кировоградской областей порядка четырех миллиардов гривен ежегодно, которые идут на социалку.
Однако, судя по всему, все эти скучные подробности жизни и смерти уранового предприятия и людей на нем, мало волнуют власть. Министр Витренко прочитал участникам совещания лекцию об экономической теории времен британского экономиста ХІХ века: «Чтобы быть богатыми как нация, нам нужно понимать, что если где-то проще и дешевле выращивать бананы, то выращивать их нужно не на Украине. Если где-то проще и дешевле добывать урановый концентрат, для того чтобы Украина была богатой, добывать его нужно не на Украине. Это опубликовано в книге Адама Смита, которая появилась… 200 лет назад».
Кто-то из участников спросил у министра: а что произойдет, если все люди с закрытых предприятий уедут на заработки за границу, и в Украине не будет производиться ничего, потому что это не выгодно? Ответ потрясает даже основы учения Смита: «Сельским хозяйством можно заниматься». Действительно. Сажать морковку и кроликов разводить. За это ли на Майдане боролись и умирали, чтобы в ХХI цифровом веке промышленно развитая когда-то Украина стала бедным аграрным придатком стран «золотого миллиарда»?
Алла Ярошинская