Posted 15 февраля 2021, 09:10

Published 15 февраля 2021, 09:10

Modified 30 ноября, 06:52

Updated 30 ноября, 06:52

Сеанс психотерапии для «Богом данного властителя»

15 февраля 2021, 09:10
Лукашенко победил в схватке за власть и теперь может заняться любимым делом — забалтыванием реальной интеграции с Россией и «подмигиваниями» Китаю.

Кто помнит, как в Советском Союзе проходили съезды КПСС, тот легко может представить себе VI Всебелорусское народное собрание, состоявшееся в Минске 11–12 февраля по инициативе Александра Лукашенко. С одной поправкой: съезд проходил уже не в огромном СССР, а в маленькой стране, окруженной «врагами», половина граждан которой подалась в «партизаны». Тем не менее, 2700 представителей номенклатуры собрали со всей Белоруссии, чтобы показать, в чьих руках власть.

Всебелорусское народное собрание (ВНС) — орган не конституционный, это скорее форум, проводимый раз в пять лет, чтобы показать на телеэкранах картинку «всенародной поддержки» президента, заклеймить позором врагов, восхититься мудростью государственной политики и т. д. Но в прошлые годы ВНС всегда проводилось в преддверии президентских выборов, решая PR-задачи. Теперь же — ровно через полгода после них, когда массовые протесты утихли, зато правоохранительная машина работает на полных оборотах, пережевывая уголовными делами всех, кто выходил на улицы в августе–октябре. Так что это был еще и «съезд победителей»: когда в августе 2020-го Лукашенко бегал с автоматом по своему президентскому дворцу, даже его сторонники давали ему не больше месяца, а затем сулили бегство из страны или тюрьму. Но протесты не достигли своих целей, Светлану Тихановскую никто не признал избранным президентом, бастующие рабочие не захватили фабрики, власть не поменялась.

Однако политический кризис тоже никуда не делся, так что от ВНС ожидали многого: освобождения политзаключенных, обсуждения важных политических вопросов, попыток национального примирения и диалога, реформы конституции. Оправдалось только последнее ожидание, да и то совсем не так, как надеялись сторонники перемен.

Центральным событием форума был, конечно, доклад Александра Лукашенко, который на этот раз три с лишним часа рассказывал не о рекордных урожаях и надоях, а о том, что якобы готовила белорусам оппозиция: масштабная приватизация и безработица, разрыв с Россией, вступление в ЕС и НАТО, платное образование и медицина. То, что на самом деле ничего подобного оппоненты Лукашенко не предлагают, его не смущало — эти штампы в его выступлениях не меняются с 1994 года.

На противопоставлении, чтобы показать свою ценность для страны, «бацька» долго рассказывал о своих социально-экономических успехах — поддержке многодетных семей, медицины, сохранении государственных предприятий. Попутно публично признал, что лично приказывал репрессировать предпринимателей: «Жестко поступить с частниками, которые вели негосударственную политику». Говоря о протестах после 9 августа, Лукашенко заявил, что в Белоруссии «определенные силы» предприняли «попытку не цветной революции, а мятежа по принципу блицкрига».

Другие выступавшие делегаты были на редкость единодушны с президентом: говорили о победе «патриотических сил» критиковали «фашиствующую демократию» и целиком одобряли жесткий курс властей.

Затягивание конституционного вопроса

От ВНС все ждали решения вопроса о конституционной реформе. Предположения были самые разные — вплоть до того, что прямо там, на месте, Собрание превратят в главный конституционный орган, который возглавит лично Лукашенко. А президентом изберут потом кого-то другого. Но в итоговой резолюции (принятой, конечно же, единогласно), делегаты постановили создать комиссию для выработки предложений по изменению конституции. Основной посыл таков: перераспределить полномочия исполнительной власти, в том числе между органами местного управления и самоуправления, и усилить роль политических партий в жизни страны. Всебелорусскому народному собранию при этом предложено предоставить статус «высшей формы народного представительства».

Лукашенко лично озвучил сроки: год на подготовку проекта новой конституции, а в начале 2022-го — референдум о ее принятии. Конституционный суд тут же поддержал инициативу о придании ВНС статуса конституционного органа.

В общем, обсуждения не получилось, да оно, как видно, и не планировалось. Делегаты форума приняли заранее заготовленные администрацией Лукашенко документы. Мероприятие получилось ритуальным, с задачей показать уверенность власти в своих силах и нежелание идти на диалог с теми (по некоторым неофициальным оценкам от 60 до 80% населения), кто голосовал на выборах против Лукашенко.

Россию «поставили в очередь»

Лукашенко победил в схватке за власть в своей стране, и теперь может заняться любимым делом: забалтыванием и затягиванием реальной интеграции с РФ, которую он сам же и инициировал в конце 1990-х годов. Вдобавок теперь «бацька» начинает играть между Россией и Китаем: с трибуны ВНС российские кредиты он назвал «дорогими», а вот китайские — «помощью».

Напомним, что по информации из самых разных источников, Кремль настойчиво давил на Лукашенко с тем, чтобы конституционная реформа стартовала уже в марте, а новые выборы президента особо не откладывались. Но теперь «пересидент» заявил, говорить про выборы можно лишь в 2023-м, а то и позже.

Самое интересное, что Москву такой сценарий, кажется, устраивает. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уже сообщил журналистам о подготовке встречи Путина и Лукашенко. По некоторым данным, на ней пойдет разговор о новом российском кредите для Минска — на $3 млрд, а то и больше.

«То, что Лукашенко смог разгромить оппозицию, несмотря на беспрецедентно массовые выступления, на гражданское неповиновение, — принципиально важно для Кремля. На примере Белоруссии россияне увидели, что выступления против „Богом данного властителя“ ни к чему не приводят, люди себе же хуже делают», — сказал «Росбалту» один из белорусских политологов (он попросил не называть его имени, потому что сам остается в Минске). «Лукашенко любит говорить, что „президентами не становятся, а рождаются“, что он президент по божьей воле. Ну а в России идеологи продвигают то же самое в отношении Путина. Так что Москва будет поддерживать Лукашенко как символ бесполезности бунта», — добавил эксперт.

Репрессии не ослабнут

А еще в ходе ВНС Лукашенко четко показал, что не намерен мириться с оппонентами. О том же говорят и его силовики. Так, глава КГБ Белоруссии Иван Тертель заявил, что его ведомство «располагает достоверной информацией о намерениях совершить теракты на территории страны». Дескать, в соседних государствах «концентрируются беглецы, авантюристы, проходимцы и просто предатели». По его словам, «наиболее значимые подрывные центры действуют в Вильнюсе и Варшаве».

В свою очередь, глава Следственного комитета Белоруссии Иван Носкевич рассказал делегатам ВНС, что уголовное дело по факту создания Координационного совета оппозиции находится в активной стадии расследования. Оно было возбуждено еще в декабре по фактам «создания экстремистского формирования и руководства им, финансирования его деятельности с целью захвата государственной власти неконституционным путем».

Сам же Лукашенко признал, что дал поручение Комитету госконтроля, чтобы кафе и рестораны, которые закрылись в ходе общенациональной забастовки (26 октября 2020 года), больше не открылись. Но главное признание начальника Белоруссии в том, что он не может больше доверять своим чиновникам: «Заходит нормальный пенсионер в райисполком … так они половина БЧБ-шники, а половина глаза в стол прячут, когда начинают говорить о государственных вопросах. И я начинаю думать, так что же произошло с нашим чиновничьим людом?» Лукашенко признал: «переобулись не многие, но многие спрятались под плинтус».

Всебелорусское народное собрание оказалось своего рода сеансом коллективной психотерапии для сторонников «бацьки» в зале и у телеэкранов, а также их лидера и его окружения. Собравшись, они все вместе лечили эмоциональную травму от того, что в стране, оказывается, фатально много несогласных с «вечным президентом» и его политикой.

Напоследок, перед окончанием Собрания, Лукашенко решил потроллить своих оппонентов: он поручил правительству и своей администрации учредить новый праздник — День народного единства. Кто-то из делегатов форума предложил отмечать его 17 сентября — в день вступления Красной Армии в Польшу в 1939 году, результатом которого стало воссоединение БССР и Западной Белоруссии.

Предложение праздновать «День народного единства», звучащее из уст человека, который фальсификацией выборов и насилием расколол страну надвое, — это уже чистый сюрреализм.

Вячеслав Гордиенко

Подпишитесь