Posted 22 декабря 2020, 09:20
Published 22 декабря 2020, 09:20
Modified 30 марта, 12:42
Updated 30 марта, 12:42
Александр Лукашенко своими действиями подтверждает намерение сохранить персональные властные полномочия на неопределенный срок. Вопрос конституционных преобразований уже не планируется рассматривать на референдуме: «бацька» понимает, что теперь любое голосование по его инициативам будет протестным. Однако менять Конституцию надо — это условие, неофициально выставленное и Европой, и Россией.
Судя по всему, «директор государства» нашел для себя выход: конституционная реформа будет проведена через Всебелорусское народное собрание, которое предварительно назначено на 27 января. Оно от имени народа инициирует внесение изменений в Основной закон, которые в дальнейшем утвердит парламент. Далее, возможно весной, проводятся новые парламентские выборы, и уже следующий состав депутатов, избранный по новой Конституции, должен придать легитимность новому-старому президенту и правительству.
Этот вариант был бы всем хорош, если бы не одно «но»: Всебелорусское народное собрание не является конституционным органом. Оно вообще не имеет никакого официального статуса.
Люди, выросшие при СССР, помнят такие размытые определения, как «трудовые коллективы», «организации ветеранов», «лучшие люди страны» и прочая «передовая общественность», с подачи которых «партия и правительство» принимали различные (зачастую малопопулярные) решения. В постсоветской Белоруссии эта практика была успешно развита — появилось «Всебелорусское народное собрание», которое власти официально определяют так: общее собрание представителей белорусского правительства и других ветвей власти, руководителей и тружеников предприятий, деятелей науки и культуры, одна из важнейших форм народовластия в Республике Беларусь.
На практике все это очень похоже на съезд КПСС: съезжаются делегаты со всех регионов страны, их собирают в самом большом и красивом, отделанном мрамором зале, где перед ними выступает вождь, потом они долго аплодируют, произносят пафосные речи и единогласно голосуют за заранее подготовленные документы. После чего государственные газеты и телеканалы с пафосом рассказывают, как представители народа оценили действия власти за прошедшие пять лет и определили основные направления и параметры развития государства, выработали план экономического и социального развития страны на предстоящий пятилетний срок.
Собрание как раз и проводится администрацией президента в среднем раз в пять лет, начиная с 1996 года, обычно — перед президентскими выборами или в других кризисных ситуациях, когда Лукашенко необходимо показать «всенародную поддержку». Чиновники и провластные СМИ любят называть собрания «высшей формой демократии» и «народными вече».
И вот как раз сейчас в Белоруссии началась активная подготовка к очередному форуму. ГосСМИ полнятся рассказами «известных людей страны» о том, что Собрание — «важная и уникальная площадка для открытого и конструктивного диалога, где наши граждане могут выразить свое мнение и поднять волнующие их проблемы», «форум, где можно широким кругом специалистов дать оценку достижениям и итогам пятилетия», «найти конструктивные пути решения существующих проблем», «обратить особое внимание на патриотическое и идеологическое воспитание молодежи», решить «вопрос совершенствования методов управления предприятиями реального сектора экономики, нашими гигантами, крупными предприятиями».
Никто не акцентирует внимание на изменениях в Конституции. Ими занимается человек, который раньше был соратником Виктора Бабарико, экс-банкира и претендента на президентский пост, — Юрий Воскресенский. Если сам Бабарико до сих пор остается в СИЗО белорусского КГБ, то Воскресенский благополучно вышел, заявил о готовности сотрудничать с властью и возглавил провластную инициативу «Круглый стол демократических сил». Она уже провела несколько встреч, обсуждая возможные поправки в Конституцию Белоруссии.
«Решения все более продуманные и взвешенные. Мы надеемся, что в конце декабря передадим 10 блоков вопросов в администрацию президента, комитет по подготовке Всебелорусского собрания», — сказал недавно Воскресенский журналистам.
Предстоящее Всебелорусское народное собрание будет уже шестым по счету. Но впервые Лукашенко через подконтрольные ему СМИ и политиков предлагает сделать его конституционным органом. Постоянно действующим, со сроком полномочий 5 лет, но существующим параллельно парламенту. Именно Собранию при этом передается часть «президентских» полномочий.
Можно с высокой долей вероятности предположить, что готовится такой сценарий: делегаты Всебелорусского народного собрания избирают Лукашенко его руководителем на постоянной основе, само Собрание становится постоянно действующим органом с большими полномочиями, и в результате «бацька» остается де-факто и де-юре номинальным и реальным руководителем страны, хотя и в другом статусе. (Тут можно вспомнить Иран — с многопартийным парламентом и президентом, однако стоящими над ними Советом стражей Конституции, Советом экспертов и определяющим политику страны высшим руководителем.)
Новый орган будет жестко контролировать стратегические направления и, вероятно, назначения силовиков. То есть Лукашенко пытается создать замкнутую устойчивую систему, в которой отдельные компоненты (парламент, Совет министров) будут вполне демократичными, но это не повлияет на суть персоналистского режима.
Это еще, конечно, не реализованный сценарий, но к тому все идет. Сама же реформа будет прикрыта «народными» и «коллегиальными» решениями Собрания, якобы исходящими от «простых тружеников» в рамках «настоящей народной, а не навязанной Западом демократии».
Впрочем, здесь для Лукашенко есть момент большого риска: модель перестройки белорусской власти с использованием Всебелорусского народного собрания может не принять Кремль. Сейчас Россия поддерживает «бацьку», потому что в Москве не могут допустить, чтобы в «братской стране» и самом преданном союзнике — «победил Майдан».
Однако многое указывает на то, что и Лукашенко в Кремле больше не хотят видеть главой Белоруссии. Кроме того, там не желают, чтобы в Минске плодились «властные сущности» — Кремль хочет иметь одного партнера для прямых переговоров, а не представителей нескольких разных центров власти. И эту проблему Александру Григорьевичу еще предстоит решить.
Вячеслав Гордиенко